Флешмоб
Заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится.
Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, чаще всего вызывает (должен вызывать) смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.
Для чего проводят флешмобы? Для развлечения, чтобы почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения, чтобы произвести впечатление на окружающих, для самоутверждения, острых ощущений, ощущения причастности к общему делу, получения эффекта групповой психотерапии, эмоциональной подзарядки, обретения новых друзей.
Основные принципы флешмоба:
- спонтанность
- отсутствие централизованного руководства, избранного командира
- отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей
- деперсонификация (участники в идеале - незнакомые люди или как минимум не должны показывать, что их что-то связывает)
- отказ от освещения акции в СМИ
В российских профсоюзах чаще всего проводят социальные флешмобы. Цели:
- привлечение внимания к социально значимым проблемам
- солидарная поддержка
- повышение мотивации профчленства
- популяризация деятельности профсоюза и привлечение общественного внимания к ней
В последнее время особенно часто профсоюзные флешмобы проводятся 1 мая (т. к. особенно много зрителей) и в рамках 7 октября. Они все чаще становятся альтернативами традиционным митингам и забастовкам, тем более их проще провести (с т. зр. требований законодательства).
Профсоюзным флешмобам характерны театрализация (социальные инсценировки), использование яркой атрибутики и тематической бутафории, плакатов, растяжек. Набирают популярность "квадракоптерные" флешмобы: когда большие группы людей в одинаковой одежде выстраивают гигантские фигуры, знаки, символы или растягивают огромные плакаты - так, чтобы это особенно заметно было с высоты. Наиболее активные участники таких акций - молодежь.
Из газеты "Солидарность":
"Конечно, это не столь эффективный инструмент в борьбе с нарушениями трудовых прав, как забастовка, зато в качестве информационного оружия может «выстрелить» не хуже, чем иной митинг"
В Челябинской областной организации ГМПР флешмоб понимается в самом широком значении. Например, так называются акции, в ходе которых участники, встав тесной группой, поднимают плакаты с тематическими надписями, чтобы сделать коллективное фото и запустить его в интернете, соцсетях. Так, в апреле 2019 г. на пленуме комитета областной организации провели акцию "У безопасности нет выходных", в марте 2019 г. на областном социально-экономическом семинаре - акцию "Колдоговор - движение вверх".
Наиболее яркие флэшмобы с участием представителей Челябинской областной организации ГМПР в последние годы:
Информация актуальна на 31.08.2019 г.