Горно-металлургический профсоюз России
Челябинская областная организация
ГМПР
  1. Главная
  2. Глоссарий
  3. Коллективный трудовой спор

Калькулятор бедности (МиСеПоБ) подробнее

Коллективный трудовой спор

Коллективный трудовой спор (КТС) - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). 

КТС может возникнуть по поводу:

  • установления и изменения условий труда (включая условия оплаты)
  • заключения, изменения и выполнения коллективного договора
  • отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

В КТС от имени спорящих сторон выступают их представителиПредставителями работников яв­ляются органы профсоюзов и их объединений, уполномочен­ные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конфе­ренциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей - это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы. 

Днём начала КТС является день со­общения решения работодателя (его представителя) об откло­нении всех или части требований работников (их представите­лей) либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения КТС. 

Порядок урегулирования разногласий спорящими сто­ронами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Собрание считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конферен­ция - если присутствует не менее 2/3 избран­ных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или их представителям помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требова­ний и не вправе препятствовать его (её) проведению. 

Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении КТС. 

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение 3 рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем решении представительному органу работников. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориаль­ном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединени­ям) отведен один месяц (статья 400 ТК РФ). 

Если все требования удовлетворяются, то разногласия сто­рон погашаются и спора не возникает. Если работодатель пол­ностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает КТС. 

Порядок разрешения КТС состоит из следующих этапов (часть 1 статьи 401 ТК РФ): 

  • рас­смотрение КТС примирительной ко­миссией
  • рассмотрение КТС с уча­стием посредника и (или) в трудовом арбитраже. 

Рассмотрение спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом, а в случае недостижения согласия в прими­рительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбит­ража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой ар­битраж в случае уклонения одной из сторон от участия в созда­нии или работе примирительной комиссии (часть 1 статьи 406 ТК РФ).

КТС должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до 5 рабочих дней с момен­та издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон КТС, оформля­ется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением. 

После 5 календарных дней работы примирительной ко­миссии может быть однократно объявлена часовая предупреди­тельная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня. 

Рассмотрение КТС с участием по­средника осуществляется в срок до 7 рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторо­нами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. 

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур - трудовому арбит­ражу. Он создаётся сторонами КТС и соответствующим государственным органом по урегулированию КТС  в срок не позд­нее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

В случаях уклонения работодателей от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастов­ки, за исключением случаев, когда в соответствии с ТК (часть 1 и 2 статьи 413) в целях разрешения КТС забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.


В 2010 г. в пользу работников закончился коллективный трудовой спор на "Трубодетали". Предмет разногласий - оплата работы в ночное время.

В 2008 г. уровень заработной платы стал предметом спора в Александринской горнорудной компании.

В 2006-2009 гг. коллективные трудовые споры также проходили на ЧМК и ЧЭМК.

22

Информация актуальна на 25.10.2019 г.

...
Плеер