Коллективный трудовой спор
Коллективный трудовой спор (КТС) - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями).
КТС может возникнуть по поводу:
- установления и изменения условий труда (включая условия оплаты)
- заключения, изменения и выполнения коллективного договора
- отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
В КТС от имени спорящих сторон выступают их представители. Представителями работников являются органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конференциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей - это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Днём начала КТС является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения КТС.
Порядок урегулирования разногласий спорящими сторонами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Собрание считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конференция - если присутствует не менее 2/3 избранных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или их представителям помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (её) проведению.
Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении КТС.
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение 3 рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем решении представительному органу работников. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединениям) отведен один месяц (статья 400 ТК РФ).
Если все требования удовлетворяются, то разногласия сторон погашаются и спора не возникает. Если работодатель полностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает КТС.
Порядок разрешения КТС состоит из следующих этапов (часть 1 статьи 401 ТК РФ):
- рассмотрение КТС примирительной комиссией
- рассмотрение КТС с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение спора примирительной комиссией является обязательным этапом, а в случае недостижения согласия в примирительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой арбитраж в случае уклонения одной из сторон от участия в создании или работе примирительной комиссии (часть 1 статьи 406 ТК РФ).
КТС должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон КТС, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.
После 5 календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня.
Рассмотрение КТС с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур - трудовому арбитражу. Он создаётся сторонами КТС и соответствующим государственным органом по урегулированию КТС в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.
В случаях уклонения работодателей от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с ТК (часть 1 и 2 статьи 413) в целях разрешения КТС забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.
В 2010 г. в пользу работников закончился коллективный трудовой спор на "Трубодетали". Предмет разногласий - оплата работы в ночное время.
В 2008 г. уровень заработной платы стал предметом спора в Александринской горнорудной компании.
В 2006-2009 гг. коллективные трудовые споры также проходили на ЧМК и ЧЭМК.
Информация актуальна на 25.10.2019 г.