Наставничество
Это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить какие-либо знания, компетенции, навыки.
Наставничество в трудовой сфере помогает вновь трудоустроенному работнику не только обрести необходимый профессиональный опыт, но и быстрее адаптироваться в новой производственной среде, в трудовом коллективе. На опасном производстве это также помогает снизить риск производственного травматизма.
В отличие от профобучения, наставничество осуществляется непосредственно на рабочем месте, при выполнении работниками основной работы.
Пока (на момент создания статьи - январь 2024 г.) понятия наставничества в законодательстве нет. На разных предприятиях работодатели по-разному мотивируют работников выполнять наставнические задачи. Например - дополнительным вознаграждением, награждениями нематериального характера (грамоты, знаки, благодарности и пр.), повышением профессионального разряда/категории, предоставлением дополнительных дней отпуска, содействием в дальнейшем продвижении по карьерной лестнице.
Наставничество помогает в преемственности трудовых поколений, сохранении высокого уровня профессионализма в трудовом коллективе, уменьшении текучести кадров. При этом на сегодняшний день на многих предприятиях есть проблема недостаточной мотивации работников быть наставниками.
Существуют разные системы критериев отбора наставников. В первую очередь к ним относятся профессионализм работника, личная заинтересованность, авторитет, владение навыками обучения и знаниями в области психологии личности, лояльность предприятию.
В Челябинской области в 2023 г. учрежден знак отличия «Почетный наставник». Развитие трудового наставничества в регионе поддерживается профсоюзами, правительством и работодателями. В Региональном трехстороннем соглашении на 2024-2026 гг. предприятиям, развивающим наставничество, с учетом мнения профсоюзов выделяются субсидии.
Среди предприятий ГМК Челябинской области активно развивают наставничество Группа ММК, ЧТПЗ, Ашинский метзавод, Челябинский цинковый завод, саткинский комбинат "Магнезит", ЗМЗ (в 2022 г. на предприятии работали 133 наставника).
На Ашинском метзаводе в колдоговоре в 2022 г. закрепили п ункт о доплатах за наставническую нагрузку.
На "ММК-МЕТИЗ" в штате есть отдельный институт инструкторов производственного обучения (7 человек), которые полностью координируют работу наставников.
На ЧТПЗ в 2018 г. насчитывалось более 850 наставников. Для них создана специальная документационная база, где сформулированы критерии отбора наставника, требования к знаниям и умениям. Особое внимание - методикам преподавания и корпоративной культуре (этому наставников специально обучают).
Среди предприятий ГМК Урала много внимания наставничеству уделяют на Северском трубном заводе.
Челябинская областная организация ГМПР с 2020 г. взаимодействует с предприятиями ГМК и первичными профорганизациями в развитии систем наставничества. Проблемам наставничества посвящаются круглые столы, форумы. Развитие наставничества - один из главных пунктов Основных направлений деятельности областной организации ГМПР до 2026 г.
Кроме производства, существует наставничество и в профсоюзе. В Челябинской области в эту систему встроена Школа молодого профлидера ГМПР.
Информация актуальна на 02.01.2024 г.