Органайзинг
Вовлечение работников в профсоюз, профсоюзную деятельность с помощью определенного набора инструментов.
Опыт органайзинга пришел с Запада, из практики профсоюзной работы в транснациональных компаниях, в России обрел национальные особенности.
Основные цели - организационное укрепление профсоюза, повышение профчленства, создание новых первичных профсоюзных организаций.
По сути органайзинг - это квалифицированная помощь работникам предприятия в создании на этом предприятии профсоюзной организации, которую оказывает этим работникам другая профсоюзная организация, более опытная (как правило, территориальная или общероссийская).
Основа органайзинга - общение с работником (потенциальным членом профсоюза), доверительный разговор. Он начинается с выявления трудовых проблем работников. Т. е. для органайзера важны навыки психологии, социологии и грамотно налаженные коммуникации.
Этапы органайзинга: выявление в трудовых коллективах потенциальных активистов и лидеров, установление коммуникаций, общение, создание профсоюзной организации, организационная и проч. помощь созданной первичке, наращивание профчленства, заключение колдоговора.
Примерная "должностная инструкция" органайзера (по версии Александра Илларионова, органайзера профсоюза лесных отраслей РФ):
- органайзинг работников целевого предприятия
- обучение работников целевого предприятия трудовым и профсоюзным правам во время разговоров один на один, групповых встреч, тренингов и семинаров
- консультирование по правовым и техническим вопросам работников целевого предприятия
- организация встреч, собраний работников предприятия
- проведение акций по раздаче листовок и иных информационных материалов
- помощь работникам предприятия в формировании профсоюзной организации и выдвижении требований работодателю
- помощь работникам в организации повседневной работы коллегиальных выборных органов и служб, ведении деловой переписки
- помощь работникам в подготовке и проведении коллективных переговоров
- помощь в организации кампаний солидарности с работниками предприятия
- ведение информационной работы в рамках реализуемого проекта на предприятии
- мобилизация работников предприятия для проведения публичных акций, коллективных действий, забастовок.
Разновидности органайзинга: внешний (создание профорганизаций), внутренний (увеличение членов профсоюза в действующих профорганизациях), органайзинг-блиц.
С 2013 г. в ГМПР ведется системная подготовка органайзеров из числа лидеров и активистов территориальных организаций. В ноябре 2014 г. один из семинаров в рамках этой подготовки прошел на базе Челябинской областной организации ГМПР.
"Органайзинг - не текущая деятельность. Вся его суть заключается в проведении кампаний: совместных действий, сжатых по времени и по месту. Начал кампанию - значит, через год у тебя будет профсоюзная организация на таком-то предприятии. Еще через год - коллективный договор. При правильной подготовке и нужных ресурсах - результаты предсказуемы и математически верны" (А. Илларионов).
Органайзинговые технологии активно применятся в Челябинской областной организации ГМПР. Они использовались, в частности, при создании профсоюзной организации "СПК-Чимолаи".
Информация актуальна на 18.11.2019 г.