Горно-металлургический профсоюз России
Челябинская областная организация
  1. Главная
  2. Глоссарий
  3. Покупательная способность заработной платы

Покупательная способность заработной платы

Показатель потенциальных возможностей населения по приобретению товаров и услуг. 

Определяет количество основных продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату.

Покупательная способность заработной платы рассчитывается:

  1. как соотношение средней заработной платы и среднего уровня цен на категорию товаров, включенных в минимальный набор, позволяющий восстанавливать трудозатраты одного работника
  2. как соотношение средней заработной платы с величиной прожиточного минимума.

По расчетам Института "Центр развития" НИУ ВШЭ, в 2018 г. покупательная способность заработной платы в России по основным продуктам питания увеличилась, несмотря на стагнацию реальных располагаемых доходов. Однако по сравнению с 2014 г. она упала. За 1-й квартал 2019 г. покупательная способность заработной платы по основным продуктам питания снизилась. Причем по некоторым из них - очень заметно: по капусте - на 41,2%, сахару - 20,2%, луку - 18,1%, крупам - 15,4%, яйцам - 12,7%, моркови - 9,2%.

Хотя данная методика расчета в российских профсоюзах считается устаревшей. В мировой практике существует оценка покупательной способности заработной платы исходя из расходов домохозяйств, которая учитывает затраты не одного человека, а среднестатистической ячейки общества - семьи. В т. ч. туда входят оплата коммунальных услуг, возможность приобретения или использования жилья (ипотека), оплата качественных медицинских услуг, культурного и туристического отдыха.


Покупательная способность заработной платы - один из параметров регулярного социально-экономического мониторинга, который проводит Челябинский областной комитет ГМПР. 

По итогам 7 месяцев 2019 г. покупательная способность заработной платы работников предприятий ГМК Челябинской области снизилась на 1,3%.

2752

Информация актуальна на 10.10.2019 г.

...
Плеер