2023: Год социального партнерства
Каким будет 2023 год для Челябинской областной организации ГМПР
2023 год начался. Социальный диалог и укрепление партнерских связей на всех уровнях, начало отчетной кампании и продолжение цифровизации – год планируется насыщенным. О том, каким в целом он будет для работников ГМК области и профсоюза, о ближайших планах и перспективах – интервью с председателем Челябинской областной организации ГМПР Юрием Горановым.
– Юрий Александрович, год наши отрасли начинают со шлейфом международных экономических санкций. Как сейчас оцениваете экономическую ситуацию?
– С осторожным, но оптимизмом. Новый год, по ожиданиям, однозначно будет лучше. Итоги 4-го квартала прошлого года говорят, что обстановка более-менее стабилизировалось, предприятия смогли восстановить логистические цепочки, найти возможности отрегулировать производство. Более того, на уровне Правительства есть план поддержки базовых отраслей, включая металлургию, почти на 3 триллиона рублей. На ММК утвердили производственный план на 2023 год с учетом работы за два последних месяца – это говорит уже об уверенном взгляде на ближайшее будущее. Конечно, есть менее стабильные предприятия, остающиеся в непростом положении. По ним будем индивидуально работать. Бакальское рудоуправление, например. Наш социально-экономический мониторинг позволил выйти на руководство области, были приняты управленческие решения, чтобы помочь этому предприятию. Сейчас оно в фокусе внимания областных Минпрома, управления занятости. С их участием планируется очередная встреча по проблемам БРУ. По зарплатным долгам вопрос уже решился. Это наша работа на областном уровне по горизонтали, и мы будем ее продолжать.
– Для областной организации главным тематическим трендом станет социальное партнерство. Не случайно 2023-й объявлен Годом соцпартнерства…
– Да, этот год в областной организации – тематический, как и многие предыдущие. Мы так уже около 10 лет работаем, и теперь аналогичный подход у других профсоюзов и профсоюзных объединений. Например, Центральный совет ГМПР объявил 2023-й – Годом повышения профсоюзного членства, а ФНПР – Годом укрепления и развития соцпартнерства, что символично совпало с нашим трендом. Для чего вообще такой подход? Чтобы акцентировать, высветить нерешенные проблемы и решать их, направив на это максимум ресурсов.
– С чем связываете и что вкладываете в Год соцпартнерства?
– Мы ставим три главные задачи. В их основе – практическая польза всей нашей деятельности для первичных организаций. Первая – добиться более эффективного социального диалога с вертикально интегрированными компаниями. В прошлом году сделан значимый шаг, например, в отношениях с «РМК» – с представителями холдинга наш профактив встречался в Карабаше . Перед этим мы подготовили и презентовали что-то вроде памятки для наших партнеров – «10 аргументов для работодателя, почему ему выгодна организация с высоким и устойчивым профчленством». Хотим использовать для развития соцпартнерства и такой институт, как социальные советы холдингов. По аналогии, например, с «Объединенной металлургической компанией» и «ТМК». Вторая задача – эффективные коллективные переговоры на предприятиях. Колдоговорная кампания в этом году ожидается масштабная. Уже начинаются или скоро начнутся переговоры на ЧМК, ЧТПЗ, ЧЭМК, Ашинском метзаводе, «ММК-МЕТИЗ», планируются – на «Магнезите», в БРУ, в конце года пройдут на ММК. Всего в течение года заключат новые коллективные договоры в 18 организациях. У нас здесь сложилась своя система работы. Она включает экспертизу проектов колдоговоров, участие в переговорах наших специалистов, чтобы добиться более высоких социальных гарантий, как это было, например, недавно на Челябинском цинковом заводе , «Карабашмеди» . В целом мы нацелены на то, чтобы сохранить имеющееся и по возможности сделать шаг вперед. И важно привести колдоговоры в соответствие с Отраслевым тарифным соглашением (как раз недавно его заключили в Москве) и Региональным соглашением. Будем делиться лучшими практиками коллективных переговоров, организуя форумные площадки (на ЧЭМК в прошлом месяце такая уже прошла). И третья задача тематического года – в информационном поле, проект «Инфографика о соцпартнерстве». Это популяризация, тиражирование колдоговоров и ОТС в визуальных, графических жанрах, чтобы люди знали о своих дополнительных гарантиях. Проект уже реализуется . Все это важно для осуществления реального роста зарплаты. Наш мониторинг показывает, что не на всех предприятиях в 2022 году рост зарплаты был выше индекса потребительских цен, и наша задача – чтобы эта недоиндексация была ликвидирована в 2023 году.
– Каждый год в числе приоритетов – организационное укрепление. В этом году он актуален?
– Он всегда актуален. Профсоюзные организации продолжают уменьшаться. У нас уже 12 первичек с профчленством меньше 50%, т. е. не имеющих квалифицированного большинства. А это очень важно в системе принятия управленческих решений и для эффективного представительства интересов членов профсоюза. Поэтому наша задача – чтобы таких первичек было как можно меньше. Какие мы имеем возможности, чтобы этого добиться? Первое – грамотное обучение. Приведу в пример ЧЭМК, где весь прошлый год системно обучали профактив , и членство в итоге выросло. Обучение – не только возможность узнать что-то, научиться, но и дополнительный мотиватор профсоюзной активности, и это сработало на ЧЭМК. Поэтому мы тоже будем учить профактивы, как это делали и в прошлом году, который, кстати, прошел как Год обучения в областной организации. Далее – мы поставили себе задачу подготовить унифицированную программу действий малочисленных профсоюзных организаций – как нарастить профчленство. Продолжим адресную работу с разными категориями профактивов – профгрупоргами, предцехкомами, резервом на должность председателя и заместителя председателя первички, членами постоянных комиссий по направлениям. В рамках этой работы – межрегиональное взаимодействие. В прошлом году, например, организовали выездные форумные площадки в Башкирии , встречали на своей земле гостей с Красноярского края , в этом году планируем посетить Свердловскую область (Северский трубный завод) и Самарскую. Цель – познакомиться с передовым профсоюзным опытом, совмещая с индустриальным туризмом. Вообще, будем больше проводить выездных мероприятий – заседаний выборных органов, семинаров, круглых столов. Это уже – внутрирегиональное взаимодействие, тоже как обмен опытом. Финалом всех событий станет отчетная кампания на экваторе выборного срока, с завершающей областной конференцией. Кстати, она пройдет в юбилейные дни – в конце января 2024-го, когда наша областная организация отметит 75-летие. К этой дате и приурочим конференцию, с приглашением гостей, награждениями профактивистов.
– В Программе действий ГМПР до 2026 года много внимания уделено правозащитной работе. В том числе – увеличить институт правовых инспекторов труда. Как будем решать эту задачу?
– Да, в Программе записано, чтобы в каждой первичке численностью больше 3 тысяч членов профсоюза был правовой профсоюзный инспектор. В дополнение к 5 штатным инспекторам, которых мы сейчас имеем, будем вводить институт внештатных правовых инспекторов совместно с областной Федерацией профсоюзов. Они будут обучены и наделены статусом инспекторов Федерации. Также продолжит правозащитную работу наш правовой центр «Металлург», помогающий работникам защищать свои права в судах.
– Каких новаций ждем в сфере охраны труда? Как здесь будем выстраивать работу?
– Хочу отметить, что в прошлом году мы перед нашими первичными организациями все свои обязательства выполнили – обучили профактив, организовали, профинансировали и провели оценку профессиональных рисков и спецоценку в первичках, являющихся юрлицами. Это большой объем работы. В прошлом году много шума наделало введение новой редакции раздела «Охрана труда» Трудового кодекса. В этом году тоже будут изменения. Так, с 1 сентября правительство вводит новые нормы по спецодежде. Мы уже планируем выпуск инфографики по этой теме. Изменение в том, что все предприятия должны будут разработать свои нормы обеспечения СИЗ, исходя из результатов СОУТ и оценки профессиональных рисков. Это касается каждого работника. Профсоюз должен быть включенным в эту работу – первичкам надо будет согласовывать эти нормы, и от них потребуются компетентность и грамотный контроль. Второй момент – тревожащая статистика смертельных несчастных случаев от общих заболеваний, не связанных с производством. Таких случаев уже вдвое больше, чем смертельных в результате несчастных случаев на производстве, и тенденция роста продолжается. Наша техническая инспекция труда намерена детально изучить эту проблему – причины таких случаев, сравнить с другими отраслями и в зависимости от результатов выработать стратегию действий, выйти с обращением на областной уровень, в т. ч. на трехстороннюю комиссию, чтобы попытаться повлиять на ситуацию. И еще одна задача – провести областной конкурс «Социальное партнерство в охране труда». Мы его долго откладывали из-за пандемии и других внешних обстоятельств, но опыт его проведения в прошлые годы – ценен, а в Год соцпартнерства – сама тема благоприятствует. Кстати, этим опытом заинтересовалась областная Федерация профсоюзов.
– Прошлый год в профсоюзах страны прошел под эгидой информационной работы, цифровизации. Какие сейчас планы в информационной сфере?
– В 2022 году мы неплохо продвинулись в плане модернизации, внедрения новых сервисов на нашем сайте gmpr74.ru, областного мобильного приложения «Мой профсоюз», развитии соцсетей. Думаю, приоритеты были расставлены правильно, поэтому продолжим двигаться в тех же направлениях. Как раз на днях запустили новый онлайн-сервис в социально-экономическом разделе сайта. Что касается соцсетей, то у нас в Основных направлениях деятельности записано, чтобы все первичные организации имели сообщества в соцсетях. Продолжим стремиться к этому. Пока паблики есть только у 2/3 первичек. И важно, чтобы председатели тоже были вовлечены в соцсети – задействовали свои аккаунты в поддержку своих профсоюзных сообществ, активно репостили профсоюзную информацию. Ведь большинство из них – люди авторитетные, випы, в своих кругах – медийные личности, и это можно и нужно конвертировать в соцсети на благо профсоюза. Мы готовы помогать в этом – поддерживать, обучать и самих председателей, и активистов, ведущих профсоюзные паблики, тем более что такой запрос есть. Также есть идея провести конкурс соцсетей, отметить самых активных и динамично развивающихся, чтобы стимулировать дальнейшее развитие. Сейчас как раз разрабатываем систему критериев для этого. Будем продолжать выпускать, как я уже говорил, инфографику – по традиционным темам (трудовые права, охрана труда) и в рамках нового проекта, по теме соцпартнерства.
– Традиционный застрельщик «движа» в соцсетях – молодежь. Про нее не забудем?
– Нет конечно. Главной площадкой в работе с молодежью останется наша Школа молодого профлидера. В прошлом году выпуск очередной группы ШМПЛ прошел в статусном формате – при участии членов Координационного молодежного совета ЦС ГМПР. На этой встрече к нам обратились с предложением сделать эту школу 2-ступенчатой – обучать выпускников дальше, уже на более высоком уровне. Это хороший посыл. Во всяком случае, сейчас мы уже начали обучать новую, 13-ю Школу и будем продолжать этот проект. Вновь – с акцентом на выездном формате. И вновь – через реализацию медиапроектов.