Четыре проекции справедливости
Профактив предприятий ГМК Сатки, Карабаша и Челябинска учился современным подходам в решении проблем работников
Металлурги и горняки нашли новые решения своих трудовых проблем. Погружение в них с поиском решений и проецированием на конкретные ситуации состоялось на семинарах-тренингах профактивов. Их провели в Сатке, Карабаше и Челябинске известный профсоюзный модератор-тренер Эдуард Вохмин (Москва) и зам председателя областной организации ГМПР Владимир Ревенку.
У металлургов и горняков очень высок запрос на справедливость в решении своих проблем. Профсоюзу важно его знать, чтобы эффективно помогать работникам. Как это лучше сделать? Этому учились профактивисты четырех предприятий – «Магнезита» и Бакальского рудоуправления, Карабашмеди, Трубодетали.
Вместе с модераторами они подробно разобрали ситуации на своих предприятиях – нюансы трудовых отношений в цехах, на рабочих местах, различные действия представителей работодателя и профсоюза. На конкретных примерах выяснили и обсудили интересы работников, сложные моменты в отношениях с руководством.
В первичных профорганизациях ГМПР сейчас в разгаре отчетно-выборная кампания. По данным областной организации профсоюза, в ходе прошедших профсоюзных конференций и собраний профактив первичек уже обновился на 25–40%. Поэтому планируется комплексное обучение во всех профорганизациях, в т. ч. вновь избранных профлидеров и профактивистов. Учебные программы будут реализовываться в рамках школ профактива первичками численностью более 500 работников – самостоятельно, в первичках численностью менее 500 работников – при участии и поддержке обкома ГМПР. Серии семинаров и тренингов уже прошли в Группе ММК и на «ММК-МЕТИЗ». Следующими стали ППО Магнезита, БРУ, Карабашмеди и Трубодетали. В 2022 году обучение должно пройти во всех первичках.
Ключевым моментом мозговых штурмов стали различные типы поведения работников, пытавшихся решить свои проблемы – насколько это было удачным, какие результаты дало. Одновременно профактивисты попытались самостоятельно смоделировать проблемные ситуации. Итогом стало создание алгоритмов их решения с участием профсоюза, поиском дополнительных возможностей и обратным проецированием на свои предприятия.
Выяснилось, что при всех схожих моментах все предприятия – уникальны. У каждого свои – ресурсы, социально-экономическая ситуация, особенности взаимоотношений в коллективах и с работодателями, история, местность. На Карабашмеди профсоюз многого добился, но есть проблема низкой оценки – о победах знает мало работников. На Трубодетали сильно влияние и профактивистов, и рядовых членов профсоюза. Здесь особенно высок уровень запроса на социальную справедливость, но в том же и проблема – в современном патерналистском обществе это требует более высокой организационной и коммуникационной подготовки. Все эти уникальности нужно учитывать в поиске и применении способов решения проблем, тактике действий.
Мне очень важно было поехать именно в эти профсоюзные организации. Обсудить то, что сейчас происходит на предприятиях, каково положение работников и как профсоюз может действительно представлять их интересы и добиваться результата. Потому что сейчас, за последние полтора-два года, очень сильно все изменилось. И в экономике ситуация другая, и ковидные режимы повлияли. И что мы видим в этих условиях? Во-первых – что люди продолжают буквально цепляться за прежние профсоюзные подходы. Хотя они уже совсем плохо работают. Это, например, распределение социальных благ, составление каких-то бумаг, отчеты с документами. А работники ждут другого. И в то же время во всех этих профсоюзных организациях видно, как проклевываются и современные формы работы, которые связаны с прямой активностью, прямым действием. Например – приход в кабинет начальника цеха пятнадцати работников и требование переговоров. Причем – в рамках законодательства и правил соцпартнерства. И это обязательно нужно поддержать. У нас есть результативные примеры самоорганизации, которые могут действовать на работодателя, побуждать его к выполнению требований. И мы должны понять, что если профсоюз это делать не будет, то работники сами возьмут инициативу в руки и самоорганизуются.
Нам не хватило времени, отведенного на семинар для нашей первички. Поэтому решили приехать на следующий день в Челябинск, дополнительно поучаствовать в семинаре «Трубодетали». В голове много отложилось. Эдуард не дает готовых решений. Общаясь с ним, ты как будто остаешься сам с собой, ищешь свои же мысли. И иногда находишь самое неожиданное. Вдохновляет на действие то, что приходят альтернативные решения: вот это было бы классно сделать у нас, но и тут же начинаешь сомневаться – а подойдет ли именно это? Или что-то другое? Одна из главных мыслей – нужно вовлекать человека в решение его проблем, чтобы он не воспринимал профсоюз как старшего брата. Профсоюз – это мы все. Вспомнила пост в соцсетях по мотивам мультфильма про Симпсонов: членство в профсоюзе – это как членство в спортклубе, ты можешь вносить ежемесячную плату, но если ты не приходишь туда и не занимаешься, ты не станешь сильнее.