Физика недожития: пенсии у нас и у них
Профсоюзные эксперты сделали сравнительный анализ систем пенсионного обеспечения в РФ и за рубежом

Когда и как выходят на пенсию в разных странах Европы и СНГ? Каков размер пенсий в государствах постсоветского пространства? К чему привели пенсионные изменения в России? В международном объединении горно-металлургических профсоюзов СНГ «Профцентр «Союзметалл» сделали сравнительный анализ разных систем пенсионного обеспечения. Недавно его результатами поделились на исполкоме «Союзметалла», который прошел в Челябинске, на базе Челябинской областной организации ГМПР.
Интересно, что в странах СНГ, несмотря на их историческое и географическое родство, пути решения пенсионных вопросов уже давно разошлись. Если везде есть, например, система обязательного пенсионного страхования (распределительная, накопительная), то в разных сочетаниях элементов. Возраст выхода на пенсию тоже везде разный, хотя и взят единый тренд на его повышение. Но общее – то, что везде ситуация с пенсиями далека от идеальной.
Повышение пенсионного возраста
Этот вопрос раньше других среднеазиатских государств начали решать в Казахстане. Россия, как известно, на такую реформу решилась с 2019 года. Беларусь запустила процесс с 2017 года. В отличие от России, он более плавный и в меньших пределах. Украина, находясь в условиях политического и экономического кризиса, тоже старается не отстать от других. Правда, повышение пенсионного возраста там касается только женщин: возраст выхода мужчин не изменили – 65, а женский решили уравнять с мужским, постепенно поднимая с 2011 года.
В целом возраст выхода на пенсию в странах СНГ для женщин составляет от 58 до 63 лет, для мужчин – от 60 до 65. При этом, по статистике, ожидаемая средняя продолжительность жизни незначительно превышает вновь установленный возраст.
Что на Западе?
В Норвегии средняя продолжительность жизни составляет 82,5 года, при возрасте выхода на пенсию – 67 лет. Соотношение в других странах: Швеция – 82,2 и 65, Канада – 82,8 и 67. Это существенно выше показателей в России и странах СНГ. Однозначно, повышение пенсионного возраста в РФ приведет к существенному сокращению периода пребывания работника на заслуженном отдыхе или вообще к недожитию до пенсионного возраста, при том что работник всю трудовую жизнь платил пенсионные взносы.
Размер пенсий
В России на 1 января 2019 года он составлял около 230 долларов (14439 рублей). На 2-м месте в СНГ – Казахстан, далее Белоруссия. В аутсайдерах – Украина, Армения, Таджикистан, где пенсионеры получают от 95 до 30 долларов в мес. Для сравнения: на Западе среднемесячная пенсия – от 1 до 2 тысяч долларов. О том, что по меркам экономически развитых стран пенсии в СНГ скромны, даже говорить не приходится; в лучшем случае они лишь обеспечивают физиологическое выживание граждан.
В мире при определении размеров трудовой пенсий уже полвека руководствуются 102-й Конвенцией МОТ. Согласно ее рекомендациям, уровень пенсии должен составлять не менее 40% зарплаты квалифицированного рабочего обрабатывающих отраслей при наличии у него 30-летнего страхового стажа. На сегодня к этой конвенции из всех стран СНГ присоединились только Украина и Россия.
По мировым меркам
Один из сложных вопросов, который удалось решить всем странам СНГ, это законодательное введение страховых платежей для финансирования пенсионных систем. При этом Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан вменили в обязанность как работодателям, так и работникам уплату страховых взносов.
Очень тревожит сопоставление с показателями уровня жизни населения – МРОТ, среднемесячной зарплатой, прожиточным минимумом. Размер минимальной зарплаты в декабре 2017 года составлял от 8% средней зарплаты в Кыргызстане, 9,1% в Узбекистане, 26% в России (на 1 января 2019 года). Это не соответствует ни стандартам МОТ (50%), ни европейскому уровню (60%). Ежегодный рост реальной зарплаты не обеспечивает сохранение, а тем более повышение качества жизни работников еще в период их трудовой деятельности.
В большинстве стран СНГ расходы на пенсии составляют от 3,3% ВВП (Таджикистан) до 10 ВВП (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия). Аналогичные расходы экономически развитых стран – от 14 до 20% ВВП.

Везде свои «камни»
Во всех постсоветских странах действующие системы обязательного пенсионного страхования различны, и у всех есть свои подводные камни.
Если в России система накопительной части пенсии уже работает, то на Украине пока не введена. Пенсии на Украине примерно втрое ниже, чем в России, но индексируются чаще.
В Белоруссии распределительные системы полностью солидарные, финансируются за счет страховых взносов и бюджетов, а накопительная схема обязательна лишь для профессиональных пенсий. Особенность управления пенсионной системой Белоруссии в том, что она находится в ведении государства.
Среди стран Средней Азии на 1-м месте по уровню развития пенсионной системы – Казахстан. Пенсия здесь начисляется по накопительному принципу. Распределительные схемы действуют лишь в отношении пенсий, назначенных до 1998 года.
На Кавказе (Армения, Грузия) пользуются классической распределительной системой, но пытаются перейти к накопительным схемам. Помех здесь немало – несовершенство законов, большая доля теневой экономики, мало возможностей для инвестирования внутри страны, отсутствие реально работающего фондового рынка.
Что в целом?
Существующие пенсионные системы стран СНГ не полностью соответствуют принципам социального страхования, практически пенсионеры находятся на гособеспечении, и размер их пенсий зависит от решений правительства. В странах созданы рискованные институты накопительных пенсий, на принципах личного страхования, но не имеющие надежных средств по страхованию от финансовых рисков. Недостаток инструментов для инвестирования плюс усугубляющие факторы, превращающие пенсионеров в беднейшую часть населения (инфляция, как правило, опережающая рост пенсий; само формирование расчета пенсионных выплат, ограниченно учитывающих стаж, зарплату), все это ставит пенсионную проблему в ряд острейших. Проблемой озабочены профсоюзы. В «Профцентре «Союзметалл» отмечают, что объединенными усилиями профсоюзов всех стран СНГ будут добиваться совершенствования пенсионного законодательства для повышения жизненного уровня пенсионеров и их социальной защищенности.
Фото www.myktis.com