Как «делают» настоящих профсоюзников?
В Челябинской областной организации ГМПР начинается новый учебный сезон

Настоящий профлидер – кто это? Говорят, это человек с душой, неравнодушный и качественно обученный. Одно идет изнутри, а другое – приобретается со временем и помогает первому. Так считают те, кто получил профсоюзное образование, т. е. защищает права и интересы металлургов и горняков, членов профсоюза, не только по призванию, но и с профессиональными знаниями и навыками.
Как «сделать» таких специалистов, в ГМПР знают хорошо. Для этого разработана специальная Концепция системы обучения, включающая несколько образовательных уровней. В Челябинской областной организации ГМПР по такой концепции реализуются все образовательные проекты. Самые известные – Школа молодого профлидера, школа переговорщиков, системная подготовка резерва на должность руководителя профсоюзной организации. С этой же целью проводятся многочисленные семинары и курсы для всех категорий профактива по направлениям – трудовое право, охрана труда, переговорный процесс, информационное сопровождение (такое же обучение активно проводит профорганизация Группы ММК и другие первички). Ежегодно профактивисты и профлидеры получают высшее профсоюзное образование по квоте областной организации ГМПР.
Многие из тех, кто прошел образовательные проекты областной организации ГМПР, стали эффективными профлидерами – профгрупоргами, предцехкомами, председателями первичек, успешно работают в профсоюзных комиссиях, коллегиальных органах, являются авторитетными уполномоченными по охране труда.
Интересно, что профсоюзное образование помогает не только в профсоюзной работе, но и в профессиональной среде, и в жизни. Трудно, например, переоценить возможности приложения знаний и навыков в области экономики, психологии, искусства красноречия, выстраивания отношения с людьми, владения информационными и прочими технологиями. Так, во всяком случае, говорят профлидеры, окончившие профсоюзные вузы, прошедшие профсоюзные школы. С некоторыми из них мы пообщались в канун начала в областной организации ГМПР нового учебного сезона.
Я окончила по профсоюзной квоте УрСЭИ, направление «экономика», в 2018 году. Главное, что вынесла из обучения, – умение разбираться в экономических схемах, финансовых потоках – кто, откуда, что берет, куда направляет. Это незаменимое подспорье любому профлидеру. Постоянно применяю в переговорах с работодателем. Кроме того, стала лучше разбираться во всем, что связано с производством: нормирование труда, планирование рабочего времени, организация рабочего места, мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Это опять же полезно любому, кто занимается профсоюзной работой. Обучение также помогло моему личностному становлению как профлидера и общественницы: я расширила кругозор, стала увереннее, на многие вещи смотрю по-другому. Могу сказать, что и в депутатской деятельности помогает: работаю в нескольких комиссиях при городском собрании, наш округ участвует в различных областных программах – на перспективы участия проще смотреть квалифицированным экономическим взглядом.
Профсоюзное обучение дало мне уникальный опыт во всех смыслах, и я благодарна профсоюзу за такую возможность. В этом году окончила магистратуру Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, специальность «реклама и связи с общественностью». Это современный вуз, где используются прогрессивные методики, проводятся мероприятия международного уровня, преподают почетные профессора и доктора наук. Причем большая часть учебного процесса – практика: свои кейсы и наработки представляли ведущие рекламщики и пиарщики России. Такая интеграция особенно важна для профсоюзной среды, ведь законы привлечения внимания аудитории едины для всех сфер. А понимание алгоритмов продвижения и формирования бренда сегодня становится основой в работе по привлечению людей в профсоюз и формированию у них лояльности. Благодаря обучению я значительно расширила кругозор – и в личном плане, и в профессиональном.

Свои главные профсоюзные уроки я получил в областной Школе молодого профлидера ГМПР. Я учился в первой группе Школы и пришел в нее в 2007 году еще совсем зеленым – почти не был знаком с профсоюзной работой, не знал работу с людьми. И именно там получил все зачатки, а потом только развивал их. Это и организационная работа, и правовые знания, и ораторское мастерство. Я стал чувствовать себя увереннее, а это важно для любого профлидера, помогает грамотно и эффективно вести диалог с работодателем, да и вообще на всех уровнях. Огромный плюс Школы – она собирает людей с разных предприятий, дает возможность обмениваться информацией, опытом, неформально общаться, понять, где ты находишься, в какой точке и куда двигаться. ШМПЛ я считаю главным образовательным профсоюзным проектом, которые прошел. По сути это ускоренный курс программы профсоюзного вуза. Но и ценность других проектов не принижаю. Например – обучение резерва на должность руководителя профсоюзной организации, где было больше специализации, углубления. Все эти обучающие проекты дополняют друг друга, я считаю их эффективной образовательной системой, достойной применения во всей отрасли.
Областная Школа молодого профлидера ГМПР мне в каком-то смысле если и не дала, то помогла оформить путевку в жизнь в профсоюзном плане. Я попал в Школу еще неопытным профсоюзником – в 2012 году, через год после избрания председателем цехкома. Уровень профсоюзный знаний был минимальный. Школа помогла разобраться, чем должен заниматься профсоюз, все разложилось по полочкам. Я, можно сказать, повзрослел в профсоюзной работе. Запомнились яркие профсоюзные личности – преподаватель Эдуард Вохмин, модераторы Владимир Ревенку, Владимир Нечаев, у них было что взять в профсоюзных подходах и взглядах. Какие-то взгляды резонировали в сравнении с классической школой профсоюзной работы, но именно в этом была убедительность, посыл к обновлению. Много дали выездные занятия Школы, с посещением других предприятий, «погружением» в производство.

Убежден, что высшее профсоюзное обучение важно всем, кто связал свою жизнь с профсоюзной деятельностью. Еще и потому, что его проходит выходец из трудового коллектива, уже знающий и понимающий проблемы простых рабочих, которые в большинстве не знакомы с тонкостями трудового законодательства, законодательства об охране труда, не имеют навыков решения трудовых вопросов. Совмещаясь с навыками, полученными на производстве, профсоюзные знания превращают такого работника в эффективного лидера, который способен реально решать эти вопросы, т. е. помогать людям. Потом, когда человек растет, эти знания помогают ему принимать верные решения в управлении организацией. И выше, на территориальном или федеральном уровне, где приходится взаимодействовать с органами власти, человек уже ориентируется и на свой жизненный опыт, и на знания, которые ему когда-то дал профсоюзный вуз. Причем, я считаю, профсоюзное образование нужно даже в том случае, если уже есть высшее профессиональное – техническое или гуманитарное.
Помогает ли профсоюзное образование сделать карьеру? Кому-то – возможно. Но это не главное. И это не залог того, что человеку автоматически обеспечено продвижение по профсоюзной линии. Но, безусловно, образование дает определенный уровень квалификации и повышает статус профлидера среди других людей, с которыми он занимается профсоюзной работой. Да и настоящие профсоюзники в большинстве не карьеристы.
Все сказанное применимо и ко мне лично, к моему профсоюзному пути, от профкома ЧЭМК до работы в обкоме и избрания заместителем председателя профсоюза. Скажу, что те экономические знания, которые я получил, например, в УрСЭИ, в чистом виде, в решении вопросов заработной платы на производстве, я не использовал. Но в теоретическом виде – понимание, из чего состоит зарплата, как эффективно ее повышать, какое законодательство действует в вопросах повышения оплаты труда – конечно, мне помогло и помогает во всех аспектах профсоюзной работы.