Как изменятся законы об охране труда
Правительство разработало новый законопроект, который может изменить целый раздел Трудового кодекса
Сферу охраны труда в 2021 году ждут масштабные изменения: в Правительстве РФ разработали новый законопроект, который может изменить целый раздел Трудового кодекса, посвященный охране труда. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. При этом вопросов и замечаний к нему очень много – и у профсоюзов, и у представителей самих законодателей. Отдельные формулировки, если их примут в новой редакции раздела Х Трудового кодекса, грозят фактически отразиться на здоровье работников, размере социальных гарантий и компенсаций.
Благие цели
У замысла, как всегда, благие цели – совершенствование законодательства в части обеспечения безопасности работников на производстве, совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний, стимулирование работодателей в улучшении условий труда.
Для этого предлагается, например, закрепление в Трудовом кодексе управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда, изменение механизма обеспечения работников СИЗ, процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Что предлагается конкретно? Как поясняют в Минтруде, предусмотрено личное участие работника в обеспечении своих же безопасных условий труда. То есть, он не должен ждать, пока ему выдадут спецодежду, у него будет право требовать для себя средства индивидуальной защиты, если без них работать опасно. Более того, если работник посчитает, что работодатель не обеспечил для него безопасные условия труда, он сможет отказаться от выполнения работы, без угрозы увольнения и других последствий.
Законопроект предполагает введение учета производственных микротравм, закрепление за работодателем права вести аудио- и видеофиксацию производственного процесса, которую можно использовать при расследовании несчастного случая. Разрешается дистанционная форма проведения инструктажей по охране труда, вводится электронный документооборот.
Угрозы
Замечания к законопроекту уже изложены в заключениях Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов и правового управления Госдумы. Представлен анализ с комментариями от депутата Госдумы, председателя Свердловской областной Федерации профсоюзов Андрея Ветлужских. В унисон этим комментариям – позиция депутата Госдумы, секретаря ГМПР Михаила Тарасенко.
Одна из угроз – возможность при расследовании несчастного случая безосновательно возложить вину на пострадавшего
Угроз действительно много, и они серьезные.
Например, при расследовании несчастных случаев на производстве, по сути, допускаются безосновательное возложение вины на пострадавшего работника и уход от ответственности виновных должностных лиц.
Другой момент – личное участие работника в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте. В настоящий момент обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, а работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Внесение предлагаемых изменений может повлечь неопределенность в разграничении обязанностей и ответственности работодателя и работника в этой сфере, создать возможность привлечения работника к ответственности за невыполнение функций, не свойственных выполняемой им работе, профессии, должности.
Предложение от Челябинской областной организации ГМПР – изменить в новой версии Х раздела ТК определение термина «Безопасные условия труда». Трактовка, предложенная Правительством, включает в этот термин применение СИЗ. Это, по мнению областной технической инспекции труда ГМПР, неправильно: безопасность условий труда должна определяться совокупностью вредных и опасных факторов, а не качеством защиты от них. Применение качественных СИЗ, если будет принят вариант определения Правительства, может лишить работников дополнительных гарантий и компенсаций, положенных за «вредность».
Новая редакция ТК исключает обязанности работодателя оборудовать по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи персоналу. Это ухудшает положение работников по сравнению с тем, что предусмотрено в действующем Трудовом кодексе.
Кроме того, введение отдельных поправок создаст предпосылки злоупотребления правом на расторжение трудовых отношений – по результатам расследования легких несчастных случаев, медосмотров и проверки знаний требований охраны труда. Не регламентирована процедура прохождения обязательных медосмотров в выходной день, что на практике широко распространено. Не предусмотрена компенсация морального вреда работнику (наряду с возмещением вреда в рамках обязательного социального страхования) в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием. (Эта норма, кстати, есть в действующем Отраслевом тарифном соглашении по ГМК.)
Законопроект посвящен, исходя из названия, совершенствованию механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Но в тексте проекта нет норм по расследованию профзаболеваний, целью которых стоит определение причин и выработка мероприятий по снижению профрисков, способствующих развитию профзаболеваний. В охране труда две проблемы – травматизм и профзаболеваемость, которые влекут вред жизни и здоровью работников. Следуя смыслу и понятию охраны труда, закон должен всесторонне, а не однобоко подходить к регулированию трудовых отношений в части предупреждения угроз здоровью на работников.
В Челябинской областной организации ГМПР согласны со всеми представленными замечаниями. В редакции, подготовленной Правительством РФ, новую версию раздела X Трудового кодекса принимать нельзя. Следующее чтение законопроекта, с подробным обсуждением содержания, состоится в марте 2021 года. От ГМПР в рабочей группе по законопроекту участвует Михаил Тарасенко.
- Проект ФЗ об изменении Трудового кодекса РФ Скачать