Как нам стать топовыми?
В Магнитогорске прошел межрегиональный круглый стол «Молодежь – стратегический ресурс профсоюза»
У молодежи свои ТОПы мотиваций в выборе профессии, работодателя, общественных организаций, и они не всегда совпадают с тем, что предлагает профсоюз. Как сделать, чтобы совпадали чаще? Чем может привлечь профсоюз работающее поколение Z? В Магнитогорске, на базе первичной профсоюзной организации Группы ММК, прошла межрегиональная дискуссионная площадка – участники поделились мнениями и опытом на эту тему. Получился показательный, контрастный срез – вполне достойные практики и результаты одних предприятий и тревожные звонки от других.
Участниками разговора стали профлидеры и профактив металлургических и горных предприятий Челябинской, Свердловской, Вологодской, Волгоградской, Оренбургской, Мурманской областей, молодой актив профсоюзной организации Группы ММК – председатели профкомов, доверенные лица членов профсоюза, а также члены Координационного молодежного совета ГМПР Челябинской области. Вел мероприятие председатель ППО Группы ММК Борис Семенов.
В числе участников:
- Юрий Горанов – председатель Челябинской областной организации ГМПР;
- Сергей Полещук – председатель Волгоградской областной организации ГМПР;
- Николай Алексеев – зампредседателя Свердловской областной организации ГМПР;
- Андрей Воронков – председатель первичной профорганизации «Северстали»;
- Олег Дегтярев - председатель первичной профорганизации ЧЭМК;
- Владимир Сармин – председатель первичной профорганизации Волжского трубного завода;
- Илья Маклаков, председатель совета молодежи дивизиона «Северсталь Российская сталь».
Симптомы и мотивации
Статистика показывает, что количество работников до 35 лет в ГМПР снижается. На это обратил внимание Борис Семенов, открыв встречу. Хотя такая динамика сейчас – незначительна и не везде. «Симптомы» непопулярности профсоюза у молодежи подтверждают опросы – официальные и неофициальные, общение с работниками.
С позиции личного профсоюзного багажа участники высказались о том, что сейчас востребовано у молодежи, что привлекает ее в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Получился некий собирательный ТОП мотиваций. В этом списке – материальная выгода, карьерный и личностный рост, удовлетворение и самореализация (творческая, спортивная), возможность общаться и быть в гуще событий (движуха). При этом задача сейчас не только вовлекать молодежь с такой мотивацией, но и продвигать ее в профсоюзе. То, что она – стратегический ресурс и будущее, это понятно, но она еще и новое, продуктивное видение – смелые идеи, энергия, амбиции, чем и полезна профсоюзу. Другой вопрос – как ее продвигать.
У нас задача сегодня стоит такая: как сделать модным быть в профсоюзе, как добиться, чтобы молодежь пошла в выборные органы, возглавила их. Пока ее там мало. Говорят, русские долго запрягают, потом быстро едут. Мы в этом вопросе пока только запрягаем, даже хомут не надели. Хотя, вроде, все инструменты и рычаги есть.
Думаю, надо и такой вопрос ставить: а хочет ли быть защищенным поколение Z? У нас часто разговоры происходят по такому сценарию: «Почему ты не хочешь идти в профсоюз? – Я не хочу защищать свои трудовые интересы. – Но работодатель может тебя уволить. – Устроюсь на другую работу. – А если в городе не будет другой работы? – сменю город. – А если в стране не будет другой работы? – Сменю страну...» Молодежь настроена выходить за рамки тех ограничений, в которых привыкло жить более старшее поколение.
Как «двигают» молодежь в регионах –
об этом высказались представители крупнейших организаций.
Челябинская область. Многие первички активно используют ресурсы работодателей – лоббируют интересы молодежи через колдоговоры, программы, проекты. Сама молодежь выступает реализатором этих проектов. В числе самых результативных проектов областной организации ГМПР – «За доступное жилье», «Городской лагерь «Асфальт» (за доступный загородный отдых детей работников), организация молодежных акций в соцсетях, флешмобов. Есть взаимодействие с властью, в т. ч. через молодежные палаты, молодых профсоюзных депутатов. Хороший старт для самореализации и карьеры – областная Школа молодого профлидера ГМПР, в которой с момента создания обучились более 400 человек.
Свердловская область. Налажена система профсоюзной работы с профильными колледжами, институтами. Студентам популярно рассказывают, чем занимается профсоюз, привлекают к массовым акциям. Задача №1 – чтобы при устройстве на предприятия (как правило – металлургические и горные) молодежь уже имела представление о профсоюзе. Задача №2 – чтобы профсоюз воспринимался не как застой, а как движение, в т. ч. молодежное.
Череповец («Северсталь»). Наработан хороший опыт коллаборации работодателя и профсоюза. В последнее время взят тренд на отказ от чисто профсоюзных мероприятий. Все мероприятия проводятся совместно с работодателем по запросам молодежи и без разделения – в профсоюзе работник или нет. При этом есть профсоюзные площадки в большинстве крупных форумов, слетов, семинаров. Основные направления – конкурсы молодых специалистов и лидеров, творческие фестивали, волонтерство, профессиональная адаптация. Проекты, в основном, спонсирует работодатель, а профсоюз – организует и управляет, в т. ч. молодые профлидеры. За это время (4–5 лет) доля молодежи в профсоюзе увеличилась.
Мурманская область (г. Кировск, комбинат «Апатит»). В школах города регулярно проходят профсоюзные уроки: старшеклассникам объясняют, что такое профсоюз, зачем нужен. Все мероприятия, организуемые профсоюзом, финансирует работодатель. Хорошо развито волонтерство – в рамках всероссийского движения, в т. ч. в помощь ветеранам войны. Молодежь активно участвует в экскурсионных турах, спортивных соревнованиях (например, «Гонка героев»). Популярны централизованные фестивали КВН. Интересный профсоюзный опыт – духовное развитие (проведение религиозных обрядов в церквях, действующих на предприятиях) и производственное наставничество, финансируемые профсоюзом.
Современная молодежь – это материалисты, они ближе к конкретике. И мы как раз это учитываем, перемещаем нашу работу в область их интересов. Например, ту же информационную сферу. Нет, не отказываемся от традиционных форм, но и новые ищем. То же мобильное приложение, управленческая система «Логистика ресурсов», которая есть у любого работодателя. Мы вынужденно пошли на это, потому что мы огромная организация. И по поводу кадровой лестницы. Я бы ее в списке мотиваций даже на первое место поставил. В профсоюзе для этого хорошо выстроена организационная система. Стартовать, думаю, правильно с профгрупорга, чтобы знать азы работы, как минимум не бояться слова «профсоюз». Дальше – доверенное лицо членов профсоюза, здесь у нас средний возраст выше 35, и мы сейчас их омолаживаем. Еще старше – председатели, и нормально, что многие из них – убеленные сединами. Ведь здесь много навыков нужно – психология, социология, риторика, а все это и приходит с годами, как раз к сединам… Но парадокс в том, что это приходит, а желание что-то сделать, создать уже уходит. Как соблюсти баланс?
Цитата
- «Мы много проектов обсуждаем, смелых, даже в чем-то бредовых – профсоюзный интернет, профсоюзный wi-fi, смарт-профсоюз... А почему бы и нет? Это интересно молодежи» (Вячеслав Волков, ППО Группы ММК).
- «Сейчас нужна осознанная мотивация членства, чтобы люди понимали, зачем им вступать в профсоюз» (Александр Михайлов, ППО Группы ММК).
- «Мы столкнулись с проблемой: наша профсоюзная молодежь, те, кто был лидерами, становится кадровым потенциалом для работодателя. Многие стали начальниками цехов. А попав на сторону работодателя – выходят из профсоюза» (Галина Бронникова, ППО ЧМК).
«Другие» миры
Но даже в тех регионах, где молодежное движение активно развивается, есть проблемы привлечения молодежи в профсоюз. Чего уж говорить о других областях и городах. В разговоре приняли участие представители небольших моногородов Челябинской области. Здесь ТОПы молодежных мотиваций совсем другие: вместо карьерного роста и самореализации люди думают, работать ли дальше или уехать.
Тем не менее, профсоюз не опускает руки – взаимодействует с работодателями, властью, проводит совместные мероприятия, массовые акции. Чем и ценнее опыт, когда даже в таких условиях удается вовлекать молодежь в профсоюзные дела, креативить, эффективно делать информационную работу, более того – формировать профактив и наращивать профчленство. О таком опыте рассказала молодежный профлидер Карабашмеди Наталья Сопова.
Профсоюз не может себя представить без молодежи, а молодежь без профсоюза – может. Об этом всегда надо помнить. Мы много мероприятий проводим для рабочей, студенческой молодежи, но проблема вовлечения остается. Я вижу в этой работе два основных направления. Первое – решение актуальных вопросов рабочей молодежи, их много, и они разные. Работодатели здесь тоже делают усилия, видя в молодежи стратегический резерв, проводят работу по привлечению ее на предприятия. Модель – профсоюзы проявляют инициативу, работодатель финансирует, молодежь становится провайдером. Нам в этом нужно действовать совместно. Второе направление – внутрипрофсоюзное строительство. Надо активнее встраивать молодых активистов в принятие профсоюзных решений, доверять им ответственные дела, формировать кадровый резерв. В этой работе нужно искать новые формы. Пока поиск – с переменным успехом.
Надо больше транслировать хороший опыт на все регионы, расширять наши творческие проекты до межрегионального уровня. Это тоже может помочь в вовлечении молодежи. Еще отмечу такой опыт, как адаптационная работа. Мы проводим встречи с молодыми работниками, которые недавно устроились на предприятие. Им рассказывают про условия оплаты труда, охрану труда, соцпакеты, опять же нет деления на работодателя и профсоюз. Рассказывают председатели цехкомов, чаще вместе с представителями администрации. И люди после этого вступают в профсоюз. Мы отдельно отслеживаем процент членства по вновь принятым рабочим – есть положительная динамика.
Все предприятия разные, нет единого рецепта действий, – отметили в конце многие участники. Разные – условия, политика работодателя, традиции, географическое положение, менталитет, влияют даже личности отдельных лидеров. Тем важнее встречаться в таком формате, делиться опытом и объединяться – в общении, творчестве, спорте. Ярким примером такого объединения в тот же день стал КВН, собравший по инициативе первичной профорганизации Группы ММК профсоюзную молодежь шести регионов.