Как не остаться одним на полустаночке
Семинар информационных работников профсоюзов УрФО прошел в Челябинске

Профсоюзам всегда есть о чем рассказать обществу. Но проблема – как подать инфоповод, заинтересовать максимально широкую аудиторию. Мастерство информационщика именно в том, как он решает эту проблему. На семинаре УрФО по вопросам информационной политики и цифровизации работы профсоюзов об этом говорилось не раз – и в части успешного опыта, и в плане неудач. Активными участниками встречи стали представители Челябинской областной организации ГМПР.
На форум в Челябинск приехали профактивисты и профсоюзные специалисты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской областей, заместитель председателя ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков, представитель ФНПР в УрФО Аксана Сгибнева.
Год информационной политики и цифровизации работы профсоюзов (2022-й) – хороший повод к разговору. Хотя проблем, о которых надо говорить, в инфосфере всегда много. Присутствия профсоюзов во внешней среде по-прежнему недостаточно. Огромное количество людей до сих пор не знает, чем сегодня занимаются профсоюзы, ассоциирует их с советской эпохой, с раздачей путевок. А в свете последних политических событий встает вопрос – как вообще, в какую сторону развивать всю информработу. Об этом говорили Александр Шершуков, Аксана Сгибнева, председатели областных Федераций профсоюзов – Олег Екимов (Челябинск), Михаил Кивацкий (Тюмень), Вячеслав Савин (Курган).
– Не всегда четко работают механизмы доведения профсоюзной информации снизу вверх и сверху вниз, по-прежнему не отлажены до конца горизонтальные потоки информации… Сейчас в профсоюзах Год цифровизации. И нам говорят: «вы зайдите к нам в металлургический цех – какая там цифровизация?» А вы представьте себе сибирский полустанок, где стоит дама в полушалке, а мимо проносится скорый поезд. Это и есть цифровизация – глобальная, бизнеса, государства. И мы с вами можем остаться на полустанке одни или можем сесть в этот поезд и вместе со всеми развиваться. ФНПР сегодня разработала методику самооценки цифровой зрелости профсоюзной организации, она помогает понять, как вы развиваетесь, что нужно подтянуть… Как ни затаскана фраза, но солидарность сегодня остается главной силой и оружием профсоюзов. Ведь ни материальные, ни организационные наши ресурсы не могут сравниться с ресурсами бизнеса и власти. Мы должны использовать это оружие и в информационной работе. Например – ввести в привычку, как здоровый образ жизни, ежедневно уделять полчаса профсоюзным соцсетям – пролистывать ленту и «лайкать» профсоюзные посты. Это и есть солидарность.
Мы живем в эпоху пика информационных войн. В профсоюзах это тоже ощущают. Причем речь не только и не столько о выяснении «информационных отношений» профсоюзов, работодателей и власти. Когда работник говорит, что ему не нужен профсоюз, значит он, по сути, стал объектом информационной войны. Потому что он действует в разрез со своей природой – отказывается против желания, чтоб профсоюз его защищал.
У профсоюзов есть примеры хорошего информационного «движа». Практическими кейсами в этом направлении участники поделились на круглом столе. Рассказали, как быстрее продвинуть профсоюзное сообщество в соцсетях, помогают ли в этом платные сервисы и верификация (курганцам, например, помогают). Поделились опытом успешных инернет-акций. Хороший пример – организация массовых конкурсов с призами в соцсетях, с условием обязательной подписки на сообщества, которые их проводят. Или – закрепление дней недели за отделами (департаментами) аппарата профсоюзного объединения: каждый день тематическую новость/пост в соцсеть выдает какой-то отдел, и так закрывается вся неделя. Об этой практике рассказали свердловчане – Александр Боданин (областная Федерация профсоюзов), Иван Морозов (областная организация Роспрофпрома).
«Инфоповод должен быть железобетонным» – это уже кейс-совет от представителей ведущих СМИ, рассказавших на панельной дискуссии, как профсоюзам попасть в информационную повестку дня. В разговоре приняли участие ведущая программы «Есть вопрос» областного телеканала «ОТВ» Марина Клинова, главный редактор издания «Аргументы и факты. Челябинск» Нина Иванова, ведущая эфира радио «Комсомольская правда» Лидия Андреева. Журналисты-мэтры назвали самые неинтересные инфоповоды, которыми, к сожалению, нередко «грешат» профсоюзы. Это вручение кому-то наград, юбилеи, благотворительность. В идеале нужно, чтобы тема была актуальной для всех, касалось каждого. У профсоюзов такие – тоже есть, это проблемные точки – зарплата, тарифы ЖКХ, нарушение трудовых прав, социальные гарантии, пенсии, цены.
Информационный опыт Челябинской областной организации ГМПР вызвал интерес многих. Делегацию металлургов и горняков составили специалисты по информационной работе Ольга Мартынова (ППО Группы ММК), Владимир Широков (областная организация ГМПР), представители профорганизации ЧМК – Айдар Сафиуллин (председатель), Татьяна Костылева. Владимир Широков презентовал проект «Профсоюзная инфографика», известный далеко за пределами Урала. Ольга Мартынова рассказала о мобильном приложении профорганизации Группы ММК «Мой профсоюз», которое сейчас объединяет больше 20 тысяч пользователей и продолжает развиваться. О медиапроектах областной организации ГМПР «Жизнь на минималках», «Почти как в офисе» не раз вспоминали журналисты ведущих СМИ региона на панельной дискуссии.
Семинар дополнили практические занятия. Приглашенные специалисты – маркетолог и психолог – рассказали о нормативном регулировании авторских прав и как противостоять информационным атакам.