Куда пойдет тысяча горняков?
В ТОСЭР Бакал продолжает гибнуть градообразующее предприятие
Моногород Бакал в прошлом месяце отметил годовщину со дня, когда стал ТОСЭРом. Судя по сегодняшней социально-экономической ситуации в поселении, присвоение этого статуса совсем не стало волшебной таблеткой: трудозанятых горожан у предпринимателей-резидентов совсем немного, а градообразующее предприятие, при сырьевом потенциале, гибнет.
Напомним, статус ТОСЭР – территории опережающего социально-экономического развития – город получил после массовой акции бакальцев «Факел надежды», проведенной профсоюзной организацией Бакальского рудоуправления и активно поддержанной ГМПР. Сегодня, по официальным данным, в городе работают несколько резидентов – предпринимателей с правом развивать бизнес в ТОСЭР с налоговыми льготами. В их числе – «Легпром» (выпуск одежды и спецодежды), «Урал-рециклинг» (производство чугуна, стали и ферросплавов), с февраля – «Абсолют Дробсервис» (инвестпроект по освоению месторождения кварцитов). В целом эти резиденты обещали трудоустроить около 400 человек, но пока до этой цифры далеко. К тому же, по словам горожан, в реальности сейчас заметна деятельность только одного резидента.
А рядом под угрозой выброса на улицу – более тысячи работников Бакальского рудоуправления.
Предприятие продолжают душить долги: только за энергоресурсы сумма составляет около 300 млн рублей. Из-за долгов еще в прошлом году был переведен на ненадежное дизельное топливо Сосновский рудник – самый продуктивный на сегодня объект БРУ. Энергокризис привел к сбоям в работе всего предприятия, спровоцировал острую нехватку оборотных средств, простои. Только благодаря активной позиции профкома работодатель в этих условиях не стал сокращать персонал (работы могла лишиться треть коллектива). Но это – пока.
Условия труда на производстве давно требуют улучшения, но о модернизации в БРУ пока вынуждены забыть. Не на что выполнять и социальные обязательства по коллективному договору. Остаются нерешенными зарплатные проблемы: к началу апреля с горняками рассчитались лишь за февраль. Да и то, что платят, сами работники справедливо определяют – кот наплакал: средний уровень зарплаты в коллективе – около 23 тысяч рублей, индексации не было с 2015 года. Для сравнения: средняя зарплата в области (включая бюджетников) – 38,2 тысячи рублей.
В отличие от ликвидированного «Уфалейникеля», у БРУ есть сырьевые возможности для нормальной работы с перспективой не на один год, и ему еще можно помочь. В этом убеждена председатель первичной профорганизации рудоуправления Анна Белова. По слова профлидера, предприятию нужно 522 млн рублей, чтобы погасить долги и начать реализацию инвестпроекта – запустить обжиговые печи, которые уже год в простое. Это обеспечит стабильную работу Сосновского рудника, а в числе его потребителей такие гиганты, как ММК и ЧМК. Продукция БРУ также интересна ММК в связи со строящейся на комбинате аглофабрикой, которая заработает в 2019 году: сейчас ведутся переговоры о поставках бакальцами в Магнитку высокомагнезиального концентрата.
Но до настоящего момента источник инвестиций так и не найден. В областном правительстве, где в прошлом месяце проблема БРУ обсуждалась с участием представителей предприятия, администрации Бакала и профсоюзов, ссылаются на долговое бремя компании, мешающее оказывать помощь через областной Фонд развития промышленности (хотя и эта помощь – небольшая). А чтобы помочь в поиске соинвестора, нужно обращение собственника – НПРО «Урал», но его действия, как отмечают в профкоме, пока малоэффективны. От федеральной власти, куда направлено обращение коллектива с описанием ситуации и 389 подписями, вообще нет реакции.
– Определяя статус ТОСЭР для моногородов, не следует забывать о судьбах градообразующих предприятий, которыми исторически жили и живут эти города. Не следует полагаться только на Фонд развития промышленности, наблюдательным советом которого, кстати, наша отрасль внесена в Перечень отраслевых направлений, которым НЕ осуществляется финансовая поддержка (в соответствии с ОКВЭД – Общероссийским классификатором видов экономической деятельности). ТОСЭР никак не может быть панацеей. Должна быть как минимум государственная программа поддержки градообразующих предприятий, хотя бы на период диверсификации их экономики, – считает Анна Белова.
Несмотря на все зарплатные проблемы, коллектив БРУ держится: людям просто некуда уходить. Но и оптимизма мало. Горняки который год живут в долгах, покупая продукты и вещи в магазинах «под запись». Хроническая усталость от такого положения продолжает накапливаться.
За ситуацией в Бакале и БРУ продолжают следить в областной организации ГМПР. Профсоюз металлургов и горняков поддерживает позицию профлидера предприятия, оказывает материальную помощь первичке и содействует в доведении реальной картины до общественности и власти.