Морковка для трудовых беглецов
В Верхнем Уфалее спекулируют на дефиците рабочих мест

Скоро год, как в Верхнем Уфалее остановили градообразующее производство, и уже несколько месяцев, как он имеет статус ТОСЭР. Как сегодня живется городу бывших никельщиков? По официальной информации властей и госслужб – жить можно. По неофициальным мнениям рядовых горожан, бывших работников ликвидированного «Уфалейникеля» – тоже можно... только правила – жестче, а иногда и совсем без них.
Официальный уровень безработицы в городском округе сейчас – 7,5%. Он медленно, но снижается. На учете в местном центре занятости – 1149 человек, в т. ч. 1076 признанных безработными (по состоянию на 5 февраля). Центр занятости активно продолжает работу по трудоустройству горожан. Так, с начала года получили работу более 50 человек. Ведется профессиональное обучение и переобучение. В банке вакансий на начало февраля – 122 предложения о трудоустройстве.
Такие «вбросы» маленьких порций оптимизма местные СМИ делают регулярно. И дело не в том, правдивы или нет цифры, а в том, что на то она и статистика – чтобы показывать лишь одну сторону. А у горожан оптимизм пока не растет. Они рассказывают: тому, кто устроился, приходится трудиться за двоих–троих. Им говорят – много вас сейчас таких, готовых за морковку работать, так что если что не нравится – никого не держим. Рассказывают и об откровенном «кидалове», когда обещают одно, а по факту выходит другое: больше обещанного количество рабочих часов и совсем не та, как договаривались, зарплата.
И многие не выдерживают, уходят. Самые невезучие, найдя другую работу, снова попадают на обман. Так и бегают с места на место. А в это время служба занятости выдает сводки об очередном снижении безработицы, потому что те, кто обожглись, обратно на учет не встают – бессмысленно: надо сначала отработать определенное время, чтобы рассчитывать на нормальное пособие.

К сожалению, уфалейцы – народ терпеливый и молчаливый. Летом, когда с «Уфалейникеля» уволили основную часть коллектива, никто официально не возмутился нарушением трудовых прав. А было из-за чего: тысяче металлургов прилично недодали в связи с проведенной процедурой сокращения (по Трудовому кодексу – среднемесячный заработок за третий месяц трудоустройства). Справедливость восторжествовала только благодаря профсоюзу – первичке завода и областной организации ГМПР, по обращению которой в дело вмешалась прокуратура, и задолженность работникам погасили.
Сегодня власти города активно работают на привлечение в ТОСЭР Верхний Уфалей предпринимателей-резидентов. Информацией об этом с нами оперативно поделился замглавы городского округа по экономике и финансам Сергей Косов. Первым резидентом уже стал в конце прошлого года «Уфалейский трикотаж». В планах компании создать на первом этапе 10 рабочих мест с перспективой расширения производства. В проект будет инвестировано около 3 млн рублей. В числе потенциальных резидентов, заинтересованных в создании производства на территории ТОСЭР, «Уралэнергохим», «Природный ресурс», «Базис», «УфалейГранитСервис», «НордСтройКомплект». Профили этих компаний – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, лесопереработка, камнеобработка, производство для строительной отрасли.
Бывшим никельщикам дают работу местные металлургические предприятия. «Литейный центр», как рассказали в кадровой службе завода, за полгода принял около 50 горожан. Основные вакансии – заливщик металла, обрубщик литья, контролер ОТК. Временные рабочие места, в рамках программы «Общественные работы», предоставляет «МетМашУфалей». Программа позволяет горожанам, зарегистрированным в службе занятости, получив временную работу, сохранить за собой пособие по безработице, а организации, давшей им места, получить бонус – компенсацию затрат на трудоустройство из бюджета.
Чего ждать уфалейцам от будущих резидентов и сегодняшних предпринимателей? Нормальных условий труда и зарплаты или – морковки? Посмотрим. Спекуляция работодателей на дефиците рабочих мест явление не новое. Законы рынка, чем острее социальная обстановка, тем, как правило, менее человечны. Именно в таких ситуациях важно не забывать о Трудовом кодексе. Работодатель привык рассчитывать на правовую безграмотность работников и на свой работодательский авторитет. Но если не молчать, особенно если речь о невыполнении трудового договора, и идти в трудовую инспекцию, суд, можно помочь не только себе, но и созданным прецедентом изменить ситуацию в целом. Это советуют юристы областной организации ГМПР, готовые всегда оказать бесплатную правовую поддержку членам профсоюза.
А выход ли ТОСЭР?
Статус ТОСЭР в области сегодня имеют 2 моногорода, связанные с горно-металлургической отраслью, – В. Уфалей и Бакал. В городе горняков тоже активно работают с резидентами. Но вот в чем проблема: градообразующему предприятию Бакала – Бакальскому рудоуправлению, которое еще работает (!) и остро нуждается в помощи, государство помогать не хочет. Об этом недавно рассказала от имени коллектива БРУ его профлидер Анна Белова в обращении в правительство РФ. Боролись-боролись за звание ТОСЭР совместными усилиями власти и профсоюз, а проблем с занятостью не убавилось. Может, не все еще способы решения попробовали? Может, стоить поискать еще? Не отворачиваться, например, от градообразующих производств, тоже дать им преференции ТОСЭРовских резидентов. Чтобы не только отчеты складывались, но и живые люди не оставались за бортом.