Наше будущее под прицелом!
Работники Бакальского рудоуправления послали SOS общественности и властям
Работники Бакальского рудоуправления вновь послали SOS общественности и властям. 1 мая они приехали в южноуральскую столицу – присоединились к массовому рабочему шествию, пронесли по центральным улицам Челябинска огромное полотнище, в котором присвоили Бакалу новый «статус» – «территория опережающего социально-экономического РАЗВАЛА», а также приняли участие во флэшмобе «Моногорода под прицелом». Этим коллективным криком бакальцы попытались еще раз рассказать всем о своем отчаянном положении и попросить помощи.
Градообразующее предприятие с древнейшей историей и богатыми ресурсными запасами, похоже, не нужно никому. Тема с присвоением Бакалу звания ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) убеждает в этом окончательно. Как считают в профкоме БРУ, чиновникам важнее было поставить галочку на бумаге, отчитавшись о привлечении в город резидентов на льготных бизнес-условиях и спокойно похоронив по факту рудодобывающую компанию. А вместе с ней – около тысячи работников. Ситуация на грани социальной катастрофы, т. к. устроиться на непрофильные вакансии, предлагаемые новыми местными предприятиями, горнякам сложно, да и тех в городе мизер.
О близости катастрофы факты – кричат. БРУ уже который год работает в рваном режиме – с постоянными вынужденными простоями. Как рассказали в профкоме, с производственной программой финансово-экономического оздоровления, утвержденной и согласованной на всех уровнях, предприятие не справляется, оборотных средств хронически не хватает. Даже обособленный Сосновский рудник, пока работающий с прибылью, не может вывести БРУ из убытков.
«Есть план возобновления выпуска железо-магнезиального концентрата (ЖМК) вместо концентрата обожженного сидерита на Бакальской площадке в объеме 50 тыс. тонн. ЖМК был готов покупать Магнитогорский металлургический комбинат. Но для реализации этого плана требуются капитальные вложения – порядка 530 млн руб. Таких денег нет», – уточняется в письменном обращении профкома БРУ.
– Мы неоднократно обращались со своими вариантами, предложениями, ходатайствами к представителям исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе с предложением реструктурировать или аннулировать долги или установить на них временный мораторий (год, два, три). Сегодня, когда городу присвоен статус ТОСЭР, считаем, что ситуацию на градообразующем предприятии можно рассматривать и разрешать и с этой позиции. Ведь любые законы пишут люди! А в России более 300 моногородов, и в отношении их градообразующих предприятий просто необходима государственная программа поддержки (понятно, с учетом ситуации в каждом отдельном случае). Мы считаем именно такой подход выходом из тупика.
Но долгожданной государственной поддержки горняки БРУ до сих пор не увидели. Тем временем проблемы продолжают добивать коллектив. Из-за постоянных задержек зарплаты (от 2 недель до месяца) и отсутствия перспектив люди уезжают целыми семьями – в область, на северные вахты. Жилье бросают или отдают за бесценок: 2-комнатную квартиру в городе сейчас можно купить за 200 тысяч рублей, «трешку» – за 300 тысяч. Те, кто уехать не смог, живут в вечных долгах, отовариваются в местных магазинах «под запись» или в рассрочку.
– Когда я пришел в ЖДЦ в 71-м году, здесь было полторы тысячи работников. Теперь осталось чуть больше ста. Локомотивов было больше 60, сейчас – только один тепловоз, и тот на ладан дышит. Технику, которая более-менее работает, отправляют на другие предприятия, вывозят из области. Больно смотреть, как гибнет родное предприятие! Я был предцехкомом ЖДЦ, членом профкома БРУ: знаю, сколько всего делалось – сколько обращений писалось во все инстанции. Никаких сдвигов. НПРО «Урал» – наш основной собственник – пришел сюда 20 лет назад, и с каждым годом все только хуже. У меня сын и дочь вместе с семьями уже уехали отсюда – в Карелию, на другой ГОК. Но и на нашем предприятии запасов сидеритов еще хватит на многие годы. Почему в него не хотят вкладываться? Почему власти не помогают?
– Я много лет здесь проработал сварщиком – мне платили около 15 тысяч рублей. Средняя зарплата машиниста конвейера сейчас – 13–14 тысяч. Как на такие деньги прокормить семью, да еще с двумя–тремя детьми? В шахте все оборудование старое, рассыпается. До сих пор присутствует тяжелый физический труд – люди работают лопатой, кайлом. А уволиться еще и потому не могут, что дорабатывают стаж на досрочную пенсию.
Первомайский приезд в Челябинск и участие в массовой акции профсоюзов области стали еще одной попыткой горняков привлечь к себе внимание. В тот же день они встретились с руководством областной организации ГМПР Юрием Горановым и Александром Коротких.
– Областная организация полностью поддерживает ваши просьбы и требования, – обратился к бакальцам Юрий Горанов. – Мы с самого начала били тревогу, смогли довести проблему до областного и федерального правительства. Одним из итогов стало присвоение Бакалу статуса ТОСЭР. Теперь важна точечная помощь коллективу градообразующего предприятия. Нужно понимать, что пока ситуация не изменится на государственном уровне, помочь производству мы не сможем, и наша главная задача – поддержка и защита работников. Для этого обязательно подключим все ресурсы, в т. ч. областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, наших профсоюзных депутатов, договоренности с областным Министерством промышленности и природных ресурсов. Как бы ни сложилась судьба предприятия, люди не должны быть брошены, тем более в условиях моногорода, где всегда были проблемы с альтернативным трудоустройством.
По поручению трудового коллектива профкомом БРУ подготовлено очередное обращение – теперь уже к врио губернатора Челябинской области Алексею Текслеру. «Думаем, что рекомендации Президента РФ по развитию экономики моногородов не случайны, как и указания на то, что снижать темпы и внимание к этим вопросам недопустимо. Поэтому просим рассмотреть ситуацию в ООО «БРУ» еще раз. Решение этого вопроса – это решение вопроса перспективного развития всего Бакальского поселения. И если мы говорим о развитии моногородов, то в первую очередь надо говорить и о поддержке и развитии градообразующих предприятий, на которых эти моногорода исторически держались и продолжают держаться», – сказано в обращении.
За ситуацией в Бакале и БРУ продолжают следить в областной организации ГМПР. Если Сосновский рудник еще показывает перспективы, то будущее бакальской площадки, как считают эксперты, смутно. Затраты, требуемые на восстановление нормальной работоспособности площадки, слишком высоки, что делает ее неконкурентоспособной. Как отмечают в обкоме ГМПР, в данных условиях важно, чтобы не нарушались трудовые права горняков. При участии профсоюза удалось избежать существенной оптимизации персонала – коллектив остается численно стабильным. Профсоюз контролирует выполнение условий колдоговора, в т. ч. по индексации зарплаты. Как раз сейчас идут переговоры с работодателем по проекту нового колдоговора, планируется проведение колдоговорной конференции. Остается приоритетом погашение зарплатных долгов.