Школа молодого профлидера
72 часа семинаров, лекций, «круглых столов», ролевых и деловых игр, самый широкий спектр вопросов профсоюзной тематики и не только. Этот масштабный учебный проект, разрабатывавшийся несколько месяцев при участии специалистов самых различных уровней и направлений, наконец-то стартовал в последние дни 2007 года. 21 и 22 декабря, прошел первый семинар на базе Учебно-методического центра Федерации профсоюзов области.
«Вводный урок» юношам и девушкам, приехавшим со всех концов области, преподал председатель областного комитета ГМПР Юрий Горанов. Открывая первый семинар, он рассказал о структуре и современных направлениях деятельности областной организации профсоюза. По словам председателя, в нынешнем году особое внимание будет уделяться обучению профактива. Системность и адресность – вот главные критерии, по которым разрабатывалась действующая учебная программа. В рамках этой программы и была создана Школа профлидера.
Первой учебной дисциплиной, с которой познакомились семинаристы, стала история профсоюзного движения. Ее рассказал специально приглашенный обкомом заведующий кафедрой теории и практики профсоюзной работы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, кандидат исторических наук Дмитрий Лобок.
Традиционной, лекционной форме подачи материала преподаватель предпочел живой разговор с учащимися. Погрузив присутствующих в атмосферу XVIII и XIX веков, он подробно остановился на возникновении и особенностях профсоюзного движения и профсоюзного законодательства Англии, Бельгии, Франции, США, скандинавских стран. Ребята с интересом узнали о том, как влияет национальный менталитет на методы борьбы рабочих разных стран за свои права. Например, храбрым и безудержным французам не свойственна продуманная организованность немцев, а итальянцы часто побеждают хитростью. Сочетание качеств этих трех наций дает собирательный образ идеального профсоюзного лидера.
Показательные примеры из истории помогли учащимся сформировать правильное представление о современных профсоюзах, их целях, задачах и методах работы. Закрепить это представление удалось во второй, дискуссионно-игровой день семинара. Темой дня стала мотивация профсоюзного членства. Как профсоюзу повысить свой авторитет и добиться от работодателя выполнения его требований? Как сагитировать нового работника вступить в профсоюз, а бригаду, решившую выйти из профсоюза, убедить остаться? Эти и другие характерные вопросы, предложенные Дмитрием Лобоком, молодые лидеры пытались разрешить в условно-игровой форме, индивидуально и группами, моделируя различные ситуации и исполняя роли работодателя, представителей профсоюза и работников.
Обязательное для всех условие высказываться, проявлять себя, введенное с самого начала учебы, позволило семинаристам не только усвоить информацию, но и приобрести практические навыки, необходимые каждому профлидеру. Это умение ориентироваться в сложных ситуациях, понимать психологию других людей, работать не по подсказке старшего товарища, а самому искать выходы и побуждать к поиску остальных.
Быть профсоюзным лидером – это сложное искусство. К такому выводу пришли молодые металлурги и горняки по окончании учебных занятий, за итоговым «круглым столом». Но прежде чем освоить это искусство, нужно понять, насколько важна роль лидера не только в профсоюзе, но и в трудовом коллективе.