Горно-металлургический профсоюз России
Челябинская областная организация
  1. Главная
  2. Новости
  3. Социальные сети эпохи пандемии

Социальные сети эпохи пандемии

Как представлен Горно-металлургический профсоюз России в сегодняшнем сетевом пространстве

Социальные сети эпохи пандемии

Соцсети. Много ли нас там сегодня? Какие мы там? Пандемия затянула в них еще больше людей, чем там было раньше, это бесспорно. Она дала сетям шикарный шанс для развития. И многие им воспользовались. А профсоюз? И да, и нет. Поговорим об этом.

Сколько нас и кого именно?

Поговорим о сети «В Контакте», где ГМПР представлен лучше, чем где-либо. Цифры и правда приличные: по нашим подсчетам, сейчас на ВК-площадке у профсоюза металлургов и горняков 66 сообществ. Это первички, территориальные организации, молодежные объединения (цеховые сообщества в расчет не брались). Назовем самые представительные области – Челябинская, Свердловская, Белгородская. И самые молодые профсоюзные группы – Нижнетагильского меткомбината, Ашинского метзавода, ЗМЗ, «Карельского окатыша», Тургоякского рудоуправления. Все они созданы именно в коронавирусный год.

Активных групп – хватает, что радует. Выделяется регулярностью постинга и разнообразием контента объединенное сообщество Вологодской областной организации ГМПР и первички «Северстали» (оно же и самое массовое во всем профсоюзе – 12,5 тысячи участников). Не хуже в том же качестве показывают себя Белгородская территориальная организация, первички Группы ММК, «ММК-МЕТИЗ», НТМК, Трубодетали, «Уральской стали», ПНТЗ, Стойленского и Яковлевского ГОКов, «Качканар-Ванадий», Синарского трубного завода, «РУСАЛ Красноярск». В прошлом году сделала сетевую «перезагрузку» первичка Запсиба.

Сегодня в сети «В Контакте» действует 66 сообществ ГМПР

У нас есть своя специфика: в том же коронавирусном году создана самоуправляемая группа регионов ГМПР. Каждая территория имеет возможность дополнительно постить в ней свои новости, в т. ч. те, которые не попадают на информплощадки Центрального совета профсоюза. Это делается через своего информационщика – сообщество имеет большой штат администраторов с территориальными зонами ответственности. Вдобавок есть беседа всех «админов» и модераторов сообществ ГМПР – для координации и обмена опытом.

Где/как можно сегодня научиться вести и развивать профсоюзные сообщества? Этому учат отдельные профсоюзные объединения в регионах, наиболее регулярно и системно – в Федерации профсоюзов Свердловской области. Хорошее подспорье для начинающих «админов» и модераторов – недавно выпущенная редакцией «Солидарности» книга «SMM для профсоюзных организаций». Центральный совет ГМПР предполагает в этом году посвятить соцсетям онлайн-обучение.

Плюсы – есть, но...

Однозначный плюс периода пандемии – появление новых групп. Раньше за такой короткий отрезок времени они не рождались в таком количестве. Припишем коронавирусу еще несколько хороших моментов. Наши сообщества стали активнее, живее. Большинство очных массовок заменил онлайн – так родились идеи профсоюзных виртуальных флешмобов, челленджей, видео-проектов, онлайн-конкурсов с голосованиями. В некоторых группах они шли сериями. Это стимулировало сетевое общение работников, форумные площадки, «обсуждалки». Таким образом компенсировалась разобщенность, смягчалась самоизоляция. Произошел рост количества подписчиков. Только в Челябинской областной организации вместе с первичками в 2020 году подписчиков стало больше на несколько тысяч. «Открылось» несколько закрытых групп.

Нам важно Ваше мнение
Подписаны ли Вы на какие-либо ПРОФСОЮЗНЫЕ группы в соцсетях?
* Выберите один из вариантов

Правовой «коллапс»

А вот минусов – больше. И они системные. Многие были и до коронавируса и пока исчезать не собираются. И есть реально упущенные шансы, которые давала нам пандемия, – показать, что профсоюз в трудные моменты рядом и помогает. И именно соцсети могли здесь сыграть первую скрипку.

Самоизоляция и прочие ограничения периода пандемии резко обострили потребность работников в правовой информации. Люди пошли искать ответы по новым нюансам в трудовых отношениях (работа на «удаленке», оплата «нерабочих дней», отпуск без содержания, простои и пр.) на профсоюзные информресурсы. И очень многие – не нашли. Какое-то время весной 2020 года царил информационный вакуум.

В чем был шанс? Оперативно подключить к соцсетям профсоюзных юристов, организовать регулярную подачу от них консультаций, создать правовые горячие линии, горячие видеоблоги. И имидж профсоюза могли этим укрепить, и на порядок больше получили бы новых подписчиков.

Да, потом кто-то что-то сделал, но – потом. Другие просто ограничились репостингом официальных сообщений и рекомендаций госорганов. Хорошо хоть это сделали.

Обложка сообщества Белгородской областной организации ГМПР

В чем проигрываем?

По массовости аудитории, несмотря на весь прирост, мы все равно проигрываем работодателям. И серьезно. С группами, официально представляющими интересы руководства предприятий и управляющих компаний, почти не конкурируем. Наверное, не надо напоминать, что у них своя цель – защищать интересы собственного бизнеса, поэтому не стоит сдавать им позиции. У них есть мощные ресурсы и силы для раскрутки своих сообществ, но и у нас тоже (мы писали об этом в прошлый раз).

В соцсетях у профсоюзов есть своя ниша. Есть много примеров: где профсоюз предприятия не сообразил создать сообщество, его создают другие – работяги, неофициально, причем часто негативно настроенные к профсоюзу – и все, ниша занята.

И еще. Все наши группы наполняют, в основном, члены профсоюза или конкретно профактив. А как работать с теми работниками, кто не интересуется профсоюзом или думает о нем плохо – т. е. с потенциальной аудиторией? Ведь их – огромная доля. Но, видя в названии слова «профсоюз», «профком» или что-то непонятное типа «ППО», они даже не заходят в сообщество. Есть один пример решения – альтернативная группа Челябинской областной организации «Металлурги и горняки. Фотострана» (вторая по численности в ГМПР). Профсоюз здесь не пропагандируют открыто, но он регулярно присутствует вторым планом и обязательно позитивным фоном, а название и контент группы имеют профессиональную, т. е. более широкую ориентацию. Еще вариант решения – стремиться, чтобы наш контент чаще репостили другие, непрофсоюзные сообщества. С этим пока беда. Возможно, надо расширять тематику постов, писать в целом на общественные темы, социальные, остросоциальные.

Солидарнее некуда

Какие еще минусы? Точнее – слабости. Наша любимая солидарность. Слово это мы любим, а действия – нет. Когда какая-то первичка или территориальная организация запускает в сети новый проект, от других регионов поддержки не дождешься. Не помогают ни обращения в новостных лентах, ни просьбы в беседах, мессенджерах. В сообществах ГМПР нас десятки тысяч, но по-настоящему солидарны – единицы. А ведь это реальное оружие профсоюзов. В Челябинской областной организации за полтора года два проекта (ролик-петиция «за возвращение крепостного права» и «МиСеПоБ») получили всероссийскую профсоюзную премию. Но известными стать им помогли в первую очередь внешние сообщества, а свои, профсоюзные, подключились, в основном, намного позже. То же было и с «Жизнью на минималках» – проектом, дошедшим до Президента РФ.

Почему так выходит? Потому что, несмотря на всю нашу организационную иерархию, дисциплина и координация в соцсетях у нас развита слабо. Потому что большинство варится в себе, в своих горизонтах и интересах (но при этом продолжает мечтать о едином инфо-пространстве). И да, мы все-таки во многом разные, в т. ч. в моделях самого профсоюза: одни консервативнее, другие радикальнее, третьи ушли в сплошной профсоюзный сервис и потчуют свои группы одним дисконтом.

Стиль, культ и танки

Ну и еще несколько неприятных штрихов.

Стилевая проблема. Нагромождение в постах аббревиатур (видели, в одной фразе вместе их аж пять подряд стоит – ППО, ОАО, дальше сокращенные названия холдинга, предприятия и контрольный – ГМПР). Канцелярско-заседально-протокольная лексика. Вот буквально сегодняшнее: «состоялся пленум областной организации профсоюза..., на котором участники обсудили вопросы текущей деятельности. Также в рамках пленума с докладом... выступил...». Ничего личного, но пока мы будем выдавать такие перлы, нас просто не будут воспринимать всерьез. Аудитория соцсетей – очень чувствительная и капризная, официальный язык не любящая, она приходит сюда за неформальным общением, никогда об этом не надо забывать.

«Танк». Так мы называем группы, где контент – одни репосты новостей собственного сайта, иногда даже без анонсов и вводных текстов-«заманух». Модераторы многих таких сообществ и за комментариями не следят, которые оставляют подписчики под постами, а следить надо. Увы, таких «глухих» групп немало.

Негативные комментарии. Надо все-таки учиться с ними работать. И не закрываться от них. То, что о профсоюзе пишут неприятно, надо принимать как нормальное, адекватное явление. Плохо пишут обо всем. Жаловаться и ругаться в соцсетях – внутренняя потребность многих пользователей, так убеждают психологи. А вот оставлять негатив без ответа – нельзя. Хорошая практика – использование для этого «админских» бесед в качестве «сетевого десанта», но по-настоящему отзывчивых и солидарных участников в них немного. И еще важны позиция и участие наших профлидеров.

Был такой случай: об одной из первичек ГМПР в профсоюзном сообществе написали плохо (в комментариях). Мы связались с председателем, рассказали об этом. Оказалось, что председатель в то время был в отпуске и даже находился в другом регионе. Тем не менее, он сразу позвонил своему заму, тот на следующий же день нашел автора комментария – работника этого предприятия – и беспристрастно с ним побеседовал. Через день пользователь написал под своим комментарием: «Был не прав, свои слова беру назад. Профсоюз – работает, это видно». И подчеркнул, что пишет это не под прессингом. Действовали бы так все наши председатели, цены бы нам не было.

Випы. Возможно, это будет самое неприятное из того, что мы сказали, но некоторые сообщества подают информацию, чересчур персонифицируя ее личностями председателей (первичек, территориальных организаций и т. д.). Председатель встретился с тем-то, вручил награду тому-то, заключил соглашение, пожал руку, разрезал ленточку… Массовая аудитория такой культ не любит. Более того, это очень смачный повод для многих еще раз возвести напраслину на профсоюзы в комментариях, вспомнить и о перечисляемых членских взносах, и о якобы чрезмерной «дружбе» профсоюзов с властью.

Обложка сообщества регионов ГМПР «Профсоюз металлургов и горняков»

Сухой остаток. Алмазы в бульоне

И все-таки, несмотря на всю нашу разность и проблемы, у нас есть все шансы стать больше и мощнее. Все же просто – надо только захотеть, замотивироваться. И скоординироваться. Соцсети – живая структура, это как бульон с алмазами, в котором постоянно что-то варится, что-то происходит каждый момент, меняется и из которого можно сделать много вкусных и красивых блюд. В этом их уникальность и сила, и ее можно и нужно использовать. Не абстрактное, с совдеповским шлейфом, слово «профсоюз» должны слышать в наших постах подписчики, а смысловое значение «союз», т. е. объединение, сплочение, ощущение, что мы вместе. В общем-то, соцсети преследуют ту же цель, собирая в свои сети миллионы. Так что нам с ними по пути.

Владимир Широков

Логотип ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ РОССИИ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ



Читайте также

  • Челябинская областная организация ГМПР выпустила два тематических альбома инфографики. Информационные издания предназначены для практического применения, адресованы как профактивистам, так и рядовым работникам

  • Региональные социальные новации, новый прожиточный минимум и изменения в трудовом законодательстве стали основными темами онлайн-форума областной организации ГМПР. В формате видеоконференции прошло ежемесячное оперативное совещание председателей первичек

  • В определенных случаях работодатель, по Трудовому кодексу, обязан предоставить работнику отгул. Например, за работу в выходной и праздник или за сверхурочную работу. Некоторые из них оплачиваются, некоторые – нет. Какие именно – рассказывает новая инфографика от областной организации ГМПР

Плеер