Стать сильнее и эффективнее
Каким будет 2018 год для областной организации ГМПР

Старт нового года – пролог к новым достижениям, новому опыту, самое время начинать претворять вчерашние задумки, планы. С новыми ожиданиями мы заглядываем в перспективу еще не пройденного пути. И, несмотря на все уроки жизни, делаем это с оптимизмом и надеждой. Всегда – на лучшее. С настроем что-то изменить в своей жизни, продвинуться дальше, выше. То же самое и в профсоюзной работе. О том, каким будет 2018 год для Челябинской областной организации ГМПР, о перспективах на ближайшие месяцы мы беседуем с председателем областной организации профсоюза Юрием Горановым.
– Юрий Александрович, 2017 – еще один сложный год для отрасли: экономическая нестабильность, политическая напряженность, санкции. Экономические прогнозы на нынешний год внушают оптимизм? Чего вы ждете от него?
– Сегодня объективные показатели в отрасли говорят о том, что все не так уж и плохо. Один из драйверов – действующие федеральные мегапроекты. Хорошие объемы заказов на металл и металлопродукцию обеспечивают Керченский мост, стратегические трубопроводы. И у нас в области ситуация неплохая: ключевая роль в экономике остается за металлургией. Да, есть нюансы, оказывающие влияние, – закредитованность, конъюнктура цен. Тем не менее, производство загружено, коллективы работают, компании получают добавочную стоимость. Металлурги – лидеры в налоговых отчислениях в 2017 году, за счет металлургов область в плюсе по уплате налога на прибыль – рост 11% по итогам года. Поэтому есть ощущение, что кризис заканчивается, и оптимизм на 2018 год в отношении металлургического производства вырос.

– Значит, есть оптимизм и в социальном плане – зарплата, занятость, социальные программы?
– А вот здесь сложнее. В стране реализуется принцип, заявленный еще в 2014 году председателем Правительства РФ Медведевым: помогать государство будет только эффективным и перспективным предприятиям. Кризисные же предприятия, особенно градообразующие в моногородах, остались один на один со своими проблемами. В их числе БРУ, «Уфалейникель». И это охлаждает оптимизм, ведь проблемы производства имеют прямые социальные последствия – люди теряют работу, заработок – в моногородах чуть не единственный источник средств существования.
– Что делать в этой ситуации?
– Работать на опережение – создавать условия для сохранения таких предприятий. Этим должны заниматься стороны соцпартнерства. В этом плане роль региона и, в частности, обкома, как структурного звена профсоюза и как соцпартнера, очень важна. Центральным советом ГМПР разработана инструкция по взаимодействию профсоюзов с властью и работодателями в моногородах. Мной на Совете Федерации профсоюзов области сделано предложение разработать такой же механизм на региональном уровне, для всех отраслей. Другой момент – сами трудовые коллективы должны знать, что ждет их предприятие, и участвовать в его судьбе. В этом смысле готовящийся сегодня федеральный законопроект о праве участия работников в управлении предприятием – стратегически правильный. И мы, профсоюзы, должны влиять на расстановку работодателями приоритетов. Ведь зачастую идет спекуляция на интересах работников. Вот ЧЭМК говорит, что в рамках Года экологии вложил в природоохранную деятельность десятки миллиардов рублей, и это не позволяет поднимать зарплату. Приоритеты здесь, с позиции профсоюзов, должны быть четкие: сначала достойная оплата труда, потом все остальное.
– Зарплата работников – всегда задача №1 для профсоюза. Какой в этом вопросе будет политика областной организации в 2018 году?
– Самая главная цель – добиться достижения показателей 2014 ода, т. е. периода накануне второй волны кризиса. Ведь за эти годы мы сильно потеряли – не только в покупательной способности зарплаты, но и в социальных гарантиях. И пока это провал не преодолен. А потенциал для этого есть. Динамика индекса потребительских цен сейчас максимально низкая: в 2015 году было 14%, затем около 7, в 2017-м – около 3, и сейчас ожидается около 3%. Рост зарплаты при этом составлял около 6% в среднем по году. И мы с такими темпами сейчас, если сохраним их, впервые за 4 года можем выйти на конкретный рост реальной зарплаты. Рост зарплаты, опережающий инфляцию, вот такая сейчас задача, и она базируется и на положениях ОТС, и на региональном соглашении.
– Практически каждый год правительство преподносит нам социальные сюрпризы – новации, очередные реформы в социальной сфере. На что бы вы в первую очередь обратили здесь внимание, что может потребовать реакции профсоюзов?
– Все преподносимые правительством сюрпризы говорят об одном: государство сегодня полностью уходит от социальной ответственности. Остается гарантом только незащищенных категорий населения. А все остальное «спущено» на локальный уровень. Отсюда меняется баланс в обеспечении социальными гарантиями. Работник должен сам договариваться о них с работодателем. Он оставлен с ним один на один или, фактически, брошен на произвол. Государство заявляет о ставке на равноправие в отношениях на локальном уровне, на партнерство, баланс прав, но в реальности такого баланса между работником и работодателем нет. Этот договорной принцип угрожает изменить всю законодательную систему и ослабить закрепленную в ней представительскую функцию профсоюзов. И мы должны консолидироваться на всех уровнях, чтобы не дать этому случиться, – в трехсторонних комиссиях, отраслевых тарифных и региональных переговорах. Мы должны принципиально отстаивать наши позиции. И вторая наша задача – уравновесить правовой баланс в отношениях работника и работодателя, отстаивая интересы работника.
– А для этого нужен сильный профсоюз. Проблема сплоченности и профчленства остается одной из главных в ГМПР?
– Да, и уже не первый год. Мы вновь вынуждены говорить о низком кредите доверия со стороны работников. И изменения законодательства доверия не прибавляют. Взять ту же спецоценку. Нам сказали: вот закон, вы там будете на первых ролях, действуйте. Ну и получили полный набор проблем. Потому что – снова правовая несоразмерность в отношениях с работодателем. Ведь сегодня сложно даже просто контролировать то, что есть, не говоря уж о реализации прав. Да, чтобы действовать эффективно, влиять на социальную политику, принципиально отстаивать интересы работников, мы должны стать сильнее – сплоченнее и многочисленнее. Но с другой стороны, для этого нужно, чтобы работники больше доверяли нам. Вот какая дилемма. Членство продолжает падать. Есть на то, конечно, и объективная причина – уменьшение численности работников отрасли (4 тысячи теряем ежегодно). Но есть и внутренние причины – низкая исполнительская дисциплина, отсутствие профессиональных кадров. Наши первичные организации продолжают мельчать, растет число неосвобожденных председателей первичек, и это влияет на качество профсоюзной работы и, как следствие, на профчленство. Решение в этой ситуации одно – объединение и централизация средств. Объединение и по горизонтали, и по вертикали, суммирование ресурсов и возможностей и их эффективное использование.

– Поэтому в областной организации ГМПР 2018 год назвали Годом организационного укрепления?
– Да. У нас накопилось много проблем, которые можно решить путем организационных изменений. И есть хорошие примеры. Например, первичная профорганизация Группы ММК. Там очень большая структура – больше 100 юрлиц, действует 34 колдговора. Но консолидированный бюджет позволяет иметь хороших специалистов, организаторов процесса и эффективно управлять всем. Понятно, везде есть нюансы: не всегда хочется отдавать кому-то инициативу, деньги. Но надо смотреть правде в глаза. Мы уже сегодня доплачиваем специалистам на местах, в первичках – юристам, уполномоченным, техническим инспекторам. На этот год мы впервые заложили в бюджете строку финансирования первичек – т. е. по сути более сильные первички финансируют слабые. Других способов выжить нет. Такое перераспределение – тоже своего рода солидарность, финансовая, и мы будем этим заниматься.
– Профсоюз старается идти в ногу со временем, отвечать его вызовам. 2017 год не стал исключением: в областной организации реализованы новации в информационной сфере, сделаны шаги в профориентационной работе, соцпартнерстве. Такой курс будет поддерживаться?
– Быть модными для нас не самоцель, все решения рождаются от проблем. Планируется большая работа по продолжению внедрения электронной системы учета членов профсоюза. Система уже зарекомендовала себя, она позволяет серьезно укрепить коммуникации, сделать нас в этом плане гибче, оперативнее. Поэтому мы заключили договор с Федерацией профсоюзов Свердловской области – они разработали программу «Е-профсоюз». Там много удобных сервисов – работа с персональными данными, уход от бумажных носителей, возможность перечислять профвзносы альтернативным способом, что особенно важно в условиях конфликта с работодателем. И несколько первичек уже взяли программу на реализацию. Ну и традиционные формы не сбрасываем со счета. Вновь будем делать ставку на коллегиальность профсоюзной работы. У нас есть комитет, комиссии по направлениям – они должны работать, давать результат. И это один из инструментов повышения доверия членов профсоюза. Мы должны быть открыты, прозрачны и работать так, чтобы причастными к этой работе чувствовало себя максимальное число людей. Нельзя забывать об имидже профсоюза, а его формируют наши коллективные акции. Мы должны публично заявлять позиции по социально значимым вопросам. А для этого нужен сильный актив, специалисты профсоюзного дела. У нас на уровне областной организации, Центрального совета есть огромный опыт такой работы. Но нужно желание работать. Именно желание двигает вперед любое дело.