Зарплата «по понятиям». Вариант ЧЭМК
Челябинские ферросплавщики требуют повышения оплаты труда
Работники Челябинского электрометаллургического комбината заявили о готовности к протестным действиям, если работодатель не повысит им заработную плату. С требованием индексации зарплаты они вышли на массовую акцию профсоюзов области. Незадолго до этого в трудовом коллективе прошел сбор подписей в поддержку профкома, требующего поднять оплату труда.
ЧЭМК уверенно возглавляет антирейтинг предприятий горно-металлургического комплекса области по темпам реального роста заработной платы. С 2014 по 2017 годы фонд оплаты труда на комбинате, при относительно стабильной численности персонала, увеличился лишь на 5,8% (данные финансовой отчетности, предоставленные предприятием в органы госстатистики). За это же время инфляция в регионе составила 32%. По итогам 2018 года средняя зарплата промышленно-производственного персонала на комбинате не превысила 37500 рублей (данные мониторинга обкома ГМПР), медианная остановилась на 30 тысячах рублей. В целом за пять последних лет средняя зарплата челябинских ферросплавщиков выросла на 8,7%. Т. е., с учетом инфляции, их реальная зарплата за этот же период упала примерно на 25%.
В ответ на регулярные обращения профкома работодатель, похоже, избрал «резиновую» тактику: если раньше просто ссылался на отсутствие возможностей, то теперь кормит обещаниями и тянет до последнего (так рассказывают работники). Срок выполнения очередного обещания о повышении истек еще в марте, но до сих пор руководство, как в коллективе передают его слова, «считает, смотрит, готовит график». Только начавшиеся увольнения рабочих, уставших от обещаний, заставили администрацию сделать перерасчеты. Но – очень избирательно, что еще больше накалило и без того нездоровую обстановку в коллективе. А в это время цены в магазинах в очередной раз бьют рекорды – новое повышение «обрадовало» всех после майских праздников.
Зарплатная проблема работников ЧЭМК при содействии областной организации ГМПР неоднократно поднималась на уровне региона, в т. ч. на областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В свое время на предприятии прошла проверка технической и правовой инспекций ГМПР. Инспекторы подтвердили, что работодатель не осуществляет в полной мере индексацию зарплаты – ЧЭМК выдали представление. Но проблема так и не решилась.
Поэтому работников ЧЭМК в этом году на первомайской массовой акции в Челябинске было вдвое больше, чем раньше: металлурги и их семьи пришли в центр с плакатами «Я за индексацию зарплаты на ЧЭМК» – рассказать о проблеме первым лицам области, общественности. С таким же единодушием ферросплавщики отнеслись к обращению, которое массово подписали накануне. «Я готов принять участие в акциях протеста (пикетах, митингах), организованных профсоюзным комитетом с целью поддержания требований повышения зарплаты» – под этими словами подписались около двух тысяч работников ЧЭМК.
Судя по тому, что экономические дела у компании идут хорошо, средства на повышение зарплаты есть. Та же официальная финансовая отчетность это подтверждает. Чистая прибыль ЧЭМК растет регулярно. Например, в 2014 году она составила 2,7 миллиарда рублей, в 2015 году – 5,8 миллиарда, в 2016 году – 6,9 миллиарда.
– Чистую прибыль работодатель, как правило, направляет на увеличение капитала ЧЭМК. Но, несмотря на это, как показывает финансовая отчетность, в 2015 году акционерам были выплачены дивиденды на сумму 6,5 миллиарда рублей. И это не значит, что если в другие годы дивиденды не выплачивались, то акционеры и собственники не получали выгоду. Как правило, такие выплаты происходят через оплату органов управления акционерного общества либо через премии.
Напомним, что ЧЭМК остается единственным предприятием в отрасли, не присоединившимся к Отраслевому тарифному соглашению. А ОТС – это целый комплекс дополнительных социальных гарантий и выплат, которые давно уже действуют во всем горно-металлургическом комплексе. Эта тема тоже неоднократно обсуждалась и на уровне области, и в переговорах ГМПР с общероссийским объединением работодателей АМРОС. И по другим проблемам ЧЭМК тоже регулярно негативно «светится». Например – в связи с судебными тяжбами со своими бывшими работниками, требующими достойные компенсации за полученные на производстве тяжелые профзаболевания. Мало того что работодатель жмется на выплаты за угробленное на него здоровье, так еще и сам труд – тяжкий и опасный – по справедливости оплачивать не желает.
У коллег то же самое
ЧЭМК входит в «Урало-Сибирскую металлургическую компанию» вместе с заводом «Кузнецкие ферросплавы» (г. Новокузнецк). Это предприятие – еще один вариант «резиновой» зарплатной политики работодателя. Особенно непростая ситуация сложилась в Антоновском рудоуправлении – обособленном подразделении «КФ». К разрешению ситуации подключилась Федерация профсоюзных организаций Кузбасса. Об этом нам рассказали коллеги из Кемеровской областной организации ГМПР.
Спустя несколько недель после этой публикации проблема индексации зарплаты работников ЧЭМК наконец получила перспективу реального решения. Руководство предприятия подписало приказы о повышении зарплаты.